М. М. Бахтин
Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407. |
Оглавление
I. Греческий роман.
II. Апулей и
Петроний.
III. Античная биография и
автобиография.
IV. Проблема исторической инверсии и
фольклорного хронотопа.
V. Рыцарский роман.
VI. Функции плута, шута, дурака в
романе.
VII. Раблезианский
хронотоп.
VIII. Фольклорные основы
раблезианского хронотопа.
IX. Идиллический хронотоп в
романе.
X. Заключительные
замечания.
Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности.
Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе — «времяпространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда — в литературоведение — почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры) [1].
В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.
Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен [2].
Как мы уже сказали, освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и сосуществование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс.
В предлагаемых очерках по исторической поэтике мы и постараемся показать этот процесс на материале развития различных жанровых разновидностей европейского романа, начиная от так называемого «греческого романа» и кончая романом Рабле. Относительная типологическая устойчивость выработанных в эти периоды романных хронотопов позволит нам бросить свой взгляд и вперед, на некоторые разновидности романа в последующие периоды.
Мы не претендуем на полноту
и на точность наших теоретических формулировок и определений. Только недавно
началась — и у нас и за рубежом — серьезная работа по изучению форм времени и
пространства в искусстве и литературе. Эта работа в своем дальнейшем развитии
дополнит и, возможно, существенно исправит данные нами здесь характеристики
романных хронотопов.
[1] Автор этих строк присутствовал летом
1925 года на докладе А.А.Ухтомского о хронотопе в биологии; в докладе были
затронуты и вопросы эстетики.
[2] В своей «Трансцендентальной
эстетике» (один из основных разделов «Критики чистого разума») Кант определяет
пространство и время как необходимые формы всякого познания, начиная от
элементарных восприятий и представлений. Мы принимаем кантовскую оценку значения
этих форм в процессе познания, но, в отличие от Канта, мы понимаем их не как
«трансцендентальные», а как формы самой реальной действительности. Мы попытаемся
раскрыть роль этих форм в процессе конкретного художественного познания
(художественного видения) в условиях романного жанра.