© И.Н.Гансвинд

Понятия времени у Гегеля и Хайдеггера (реферат)

И. Н. Гансвинд

Через 35 лет после выхода в свет "Бытия и времени", книги, изменивший путь европейской мысли и до сих пор не вполне осмысленной, Хайдеггер прочел в актовом зале Фрейбургского университета одного из старейших в Европе (основан в 1460 г.), где он сам прослушал четыре семестра теологии, столько же математики и естественных наук, доклад "Время и бытие" [1].

Приступив к докладу, Хайдеггер призвал слушателей "расстаться со всякой претензией на непосредственное понимание" и предупредил, что для большинства из них ход его мысли может стать камнем преткновения, если не "следить за ходом показывания".

С самого начала он отказывается от расхожего представления о времени на том основании, что "всякая попытка удовлетворительно осмыслить соотношения бытия и времени с помощью общезначимых и приблизительных представлений о времени и бытии вскоре увязает в нераспутываемом клубке едва продуманных связей".

О расхожей концепции времени, ее естественной правоте, генезисе и расхождении с ней Хайдеггер подробно говорил в заключительной, шестой главе "Бытия и времени". Там же он показал, "что гегелевское понятие времени представляет радикальнейшее и слишком мало замеченное концептуальное оформление расхожей понятности времени" [2].

Расхожая характеристика времени состоит в том, что – это "бесконечная, уходящая, необратимая череда теперь". Расхожее представление времени "принадлежит к повседневному способу присутствия быть и к ближайше господствующей понятности бытия" и в этом его естественная правота. "Поведение, в каком "человек" явно равняется на время, лежит в применении часов. Его экзистенциально-временный смысл являет себя как актуализация движущейся стрелки. Считает актуализирующее прослеживание положений стрелки. Эта актуализация временит в экстатичном единстве ожидающего удержания. Актуализируя удерживать "тогда" значит: говоря – теперь, быть открытым для горизонта рааньше, т.е. теперь-уже-не. Актуализируя ожидать "потом" означает: говоря – теперь, быть открытым для горизонта позже, т.е. теперь-еще-не. Являющее себя в такой актуализации есть время. Как звучит тогда определение времени, открытого в горизонте усматривающего, берущего себе время, озаботившегося применения часов? Оно есть считаемое в актуализирующем, подсчитывающем слежении за движущейся стрелкой, а именно так, что актуализация временит в экстатичном единстве с удержанием и ожиданием, горизонтно открытыми по раньше и позже".

Но это определение не что иное как толкование дефиниции, которую дал времени Аристотель: "Именно время есть считаемое по движению, встречающему в горизонте раньше и позже".

Аристотелевский анализ времени представлен в его "Физике". У Аристотеля время – мера движения. Но и само время измеряется движением. Но мерой времени является не всякое движение, а лишь равномерное круговое движение небесной сферы, "круг времени". Но там, где есть мера, есть и число. Поэтому время есть число непрерывного движения, "время не есть движение, а является им постольку, поскольку движение имеет число". Следовательно, оно считаемо. Но считаемого нет без считающего. "Если же по природе ничто не способно считать, кроме души и разум души, то без души не может существовать время..."

"Теперь" – это "крайний предел прошедшего, за которым нет еще будущего, и предел будущего, за которым нет уже прошлого". Теперь – это граница. Оно связывает прошлое и будущее, оно же их и разделяет, но разделяет потенциально. Поскольку теперь разделяет, оно иное, разное; поскольку связывает, оно всегда тождественно самому себе. "Время и непрерывно через теперь и разделяется теперь". Теперь неделимо. Если бы оно было делимо, то в будущем была бы часть прошедшего, а в прошедшем – часть будущего, ибо там, где пройдет раздел, и будет граница прошедшего и будущего. В теперь нет ни движения, ни покоя, ибо в нем нет частей.

Ведь мы говорим о покое, когда тело находится в одном и том же состоянии и теперь и прежде; по одному же моменту мы судить не может, движется тело или покоится, ибо оно там ни движется, ни покоится [7].

У Гегеля анализ времени проведен во второй части его "Энциклопедии философских наук". Гегель ставит рядом пространство и время. Они суть "абстрактное друг-вне-друга". Пространство "есть" время, т.е. время есть "истина" пространства. Если пространство диалектически помыслено в том, что оно есть, то это бытие пространства открывается по Гегелю как время [6].

Пространство есть "непосредуемое безразличие вне-себя-бытия природы". В интерпретации Хайдеггера это означает: пространство есть абстрактная множественность различаемых в нем точек. Пространство ими не разрывается, но не из них оно и возникает, тем более не способом их сложения. Пространство, различаемое через различаемые точки, которые сами суть пространство, со своей стороны оказывается безразличным. Различия сами имеют характер того, что они различают. Но точка, все же, поскольку она вообще что-то различает в пространстве, есть отрицание пространства, однако так, что она как это отрицание сама (точка ведь пространство) остается в пространстве. Точка не выделяется как нечто другое пространству из этого последнего. Пространство есть безразличное друг-вне-друга точечной множественности. Пространство однако не точка, но, как говорит Гегель, "точечность". Гегель продумывает пространство в его истине как время:

"Отрицательность, относящаяся как точка к пространству и в нем развивающая свои определения как линия и поверхность, есть однако в сфере вне-себе-бытия равным образом для себя и свои определения в нем полагая опять же вместе с тем как в сфере вне-себя-бытия, являясь при этом безразличной к спокойному рядом-друг-с-другом. Так для себя положенная, она есть время".

Комментируя этот тезис, Хайдеггер говорит: "В отрицании отрицания (т.е. точечности) точка полагает себя для себя и выступает тем самым из безразличия пребывания. Как для себя положенная она отличается от той и этой, она уже не эта и еще не та. С самополаганием для себя самой она полагает одно-за-другим, в котором она встает, сферу вне-себя-бытия, которая отныне есть сфера отрицаемого отрицания. Снятие точечности как безразличия означает уже-не-оставленность-лежать в "парализованном покое" пространства. Точка "раздвигается" в отношении всех других точек. Это отрицание отрицания как точечности есть по Гегелю время." Пространство "есть" время поскольку чистое мышление точечности, т.е. пространства, всякий раз мыслит теперь и вне-себя-бытие разных теперь.

Как Гегель определяет время? "Время как отрицательное единство вне-себя-бытия есть равным образом прямо абстрактное, идеальное. – Оно есть бытие, которое, будучи, не есть: наглядное становление; это значит, что различия, хотя и просто мгновенные, непосредственно себя снимающие, определены как внешние, однако самим себе внешние".

Время открывается для этого толкования как "наглядное становление", означающее по Гегелю переход от бытия к ничто, соответственно от ничто к бытию. (Кстати сказать, в "Науке логики" бытие как таковое означает, что все есть и тем самым исключается все богатство содержания мира, все то конкретное, что наполняет собой этот мир. Тем самым категория чистое бытие оказывается равной на категории ничто. Бытие есть то, что совершенно лишено определений, и такое же отсутствие определений есть ничто.) "Становление, – продолжает Хайдеггер, интерпретируя Гегеля, – есть как возникновение, так и уничтожение. Что этим сказано в аспекте времени? Бытие времени это теперь; поскольку же всякое теперь "теперь" сразу-уже-не-есть, а во всякое прежнее теперь еще-не-есть, оно может быть взято и как небытие. Время есть "наглядное" становление, т.е. переход, который не мыслится, а прямо предлагает себя в череде теперь. Если существо времени определяется как "наглядное становление", то тем самым обнаруживается: время первично понимается из теперь, а именно так, как оно предносится чистому вглядыванию".

Оказалось, что "со своей интерпретацией времени Гегель движется вполне в направлении расхожего понимания времени". В подтверждении Хайдеггер приводит еще один тезис Гегеля:

"В положительном смысле времени можно поэтому сказать: только настоящее есть результат прошедшего и беременно будущим. Истинное настоящее есть тем самым вечность" [2].

В докладе "Время и бытие" Хайдеггер определяет собственно время, отказываясь от расхожей концепции в пользу взгляда на настоящее в смысле присутствия. "Настоящее в смысле присутствия настолько резко отличается от нfстоящего в смысле Теперь, что настоящее как присутствие никоим образом не поддается определению из настоящего как Теперь. Скорее возможным кажется обратное". Через настоящее в смысле присутствия бытие собирательно определяется как присутствие и впускание присутствия, т.е. открытие потаенности. Настоящее значит: протянувшееся навстречу нам, нам – человеку в нас.

"Присутствие значит: постоянное, зазывающее человека, достающее его, ему врученное пребывание. Постоянно нас задевает и отсутствие. Уже-не настоящее тоже непосредственно (подобно присутствию в смысле настоящего) присутствует в своем отсутствие, а именно по способу затрачивающего нас осуществившегося. В осуществимся нас достает присутствие.

Отсутствие задевает нас, однако, также еще и в смысле еще-не настоящего по способу присутствия в смысле на нас наступающего. В будущем, в наступающем нас достает присутствие. Вместе с тем, такое присутствие, а именно достающее нас касательство, мы находим также в настоящем. И в нем тоже нас достает присутствие".

Отказываясь от Теперь и связки прошлое, настоящее, будущее, Хайдеггер предлагает взамен протяжение: "Таким образом, присутствие предстает перед нами как протяжение, разыгрывающееся в настоящем, в осуществившемся, в наступающем... Наступающее как еще не- настоящее протягивает и одновременно несет с собой уже-не настоящее, осуществившееся; и наоборот, это последнее, осуществившееся, протягивает себе свое будущее." (Кажется, что перед нами легкоатлетическая эстафета, передача эстафетной палочки, разыгрывающаяся от этапа к этапу на протяжении дистанции.) "В своем взаимном протяжении они принадлежат друг другу".

Во взаимном протяжении наступающего, осуществившегося и настоящего просвечивает открытость, она является как пространство-время. Вмещение, в котором имеет место бытие, покоится в пространстве-времени." Измерение времени как следование моментов Теперь друг за другом заимствовано из представления о трехмерном пространстве (и легкоатлетической эстафете соответствует отрезок времени, считаемый арбитром).

"До всякого отсчета времени и независимо от такового особность пространства времени покоится в просвете взаимного протяжения, наступающего, осуществившегося и настоящего".

"Измерение не только сфера потенциальных замеров, но сквозное достигание, создающее просвет протяжение, которое только и позволяет отграничить определенную сферу измерения. В качестве протяжения просвета наступающее приносит с собой осуществленность, осуществленность-наступление, а взаимосвязь обоих – просвет открытого простора. Понятое из этого троякого протягивания, собственно время оказывается трехмерным.

Как в наступлении еще-не настоящего, так и в осуществленности уже-не настоящего, и даже в самом настоящем разыгрывается каждый раз свой род касания и вовлечения, т.е. присутствия. Подлежащее такому осмыслению присутствие мы не можем отнести к одному из трех измерений времени, а именно, как это напрашивается, к настоящему. Скорее единство трех измерений времени покоится на игре каждого в пользу другого. Эта взаимная игра оказывается особенным, в собственном времени разыгрывающимся протяжением, т.е. как бы четвертым измерением – не только "как бы", но и по сути дела".

"Собственно время четырехмерно". Названное при перечислении четвертым, по сути дела – первое, все собою определяющее протяжение. Это за-чинающее протяжение, в котором покоится единство собственного времени Хайдеггер называет близящей близостью, "близью" (Nahheit).

Она то и держит осуществившееся открытым, отклоняя его наступление в качестве настоящего, держит открытым наступание из будущего, отказывая настоящему в настоящем. "Близящая близь имеет характер отклонения и отказа. Она заранее со-держит способы протяжения осуществившегося, настоящего и настающего в их взаимном единении."

В каком отношении находится бытие и время? Бытие не во времени. И все равно бытие как присутствие, как настоящее определено временем, временным. Из постоянства протекания времени говорит бытие. Время определяется бытием, т.к. присутствует. Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако ни бытие не временное, ни время не сущее. Как выйти из противоречия: бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни бытие нельзя рассматривать как время, ни время как сущее. Не станем говорить, что они, бытие и время, время и бытие есть, но имеют Место. Бытие не есть. Бытие имеет место как выход присутствия из потаенности. Бытие не есть нечто сущее. У бытия имеется возможность бытия. Время не есть. Время имеет Место. Место, вмещающее время, определяется из отклоняюще-отказывающей близости. Она хранит открытость пространства-времени и таит то, что остается отклонено в осуществившемся, в чем отказано настоящему. Хайдеггер называет место, вмещающее собственно время, просветом утаивающего протяжения. Поскольку протяжение само есть вмещение, в собственно времени уже таится имение места.

"Во вместительной уместности бытия, в протяжении времени являет себя вверение, вручение, а именно бытия как присутствия и времени как области открытого простора – их собственному существу, в котором они сбываются. То, чем определяются оба, время и бытие, в их собственное существо, т.е. в их взаимопринадлежность, мы называем событие.

Когда мы вдумываемся в само бытие и следуем его особенности, оно являет себя как хранимое протяжением времени вмещение уместности присутствие. Вмещение присутствия есть собственность (имение) события. Бытие исчезает в событии. В обороте речи: "Бытие как событие" это "как" подразумевает теперь: бытие, допущение присутствия, вмещенное сбывающимся событием; время, протяженное в событии сбывающемся. Время и бытие сбываются в событии сбывающемся. Время и бытие сбываются в событии". "Бытие, как событие, посылающее истину, остаются потаенным".

Литература

1. Мартин Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993 (Мыслители XX в.)

2. Мартин Хайдеггер. Бытие и время. / Пер. с нем. В.В.Бибихина. М.: Ad marginem, 1997.

3. Сафрански Рюдигер. Хайдеггер: германский мастер и его время / Пер.с нем.; Вступ. статья В.В.Бибихина. М.: Мол. Гвардия, 2002 (Жизнь замечательных людей)

4. Вальтер Бигель. Мартин Хайдеггер сам о себе / Пер с нем. Челябинск: Изд-во "Урал LTD", 1998.

5. Кожев, Александр. Идея смерти в философии Гегеля / Пер. с франц. М.: Изд-во "Логос", изд-во "Прогресс - Традиция", 1998.

6. Труфанов С.Н. "Наука логики" Гегеля в доступном изложении: учебное пособие. Самара: Парус, 1999.

7. Чанышев А.Н. Аристотель. М.: Мысль, 1981 (Мыслители прошлого)