Тезис: в познавательном процессе выявляется ценностный аспект времени посредством использования метода иерархической структуры целей.
Модель времени всегда связана с представлениями о выделении обособленностей в универсуме и их бытийности, благодаря чему возможно выявить аспекты времени через анализ его проявлений в актах восприятия. При исследовании ноэматического содержания интенционального отношения определяется наличие ценностного аспекта времени в жизненном мире. Однако, выявление наличия ценностной компоненты времени в актах восприятия недостаточно исследован. В модели восприятия Канта (аппрегензия - репродукция - рекогниция) путь распознавания от многообразия к понятию предполагает формирование не только вариативного образа как синтеза, но также и схематизм, связывающий этот образ с понятием, что определяет необходимость участия времени в распознавании. Поскольку участие творческого воображения в восприятии позволяет конструировать произвольный вариативный образ, роль времени в восприятии нужно искать в актах, способствующих переходу от вариативного образа к понятию.
Вариативный образ не дает представления о времиевой целостности предмета восприятия. В проявлении образов во времени мы предполагаем наличие некой причинно-следственной характеристики и/или процессуальности, обосновывающих получение времиевого синтеза образов. Можно попытаться представить себе, как выглядело бы познание без предположения о возможности восприятия данной обособленности в последовательности времиевых моментов времени. Например, нет смысла говорить о движении материальной точки на языке событий [1], если не предполагать, что речь идет об одном и том же объекте в разные моменты времени (здесь речь идет о процессуальности. То же самое, если говорить о рождении Сократа, не предполагая возможности проявлений того же объекта в другие моменты времени). Однако, это не отвечает познавательной ситуации. Для времиевой идентификации предметов в актах восприятия достаточен синтез по двум моментам времени, что в определенной степени выявлено в концепции "памяти" (Бергсона), "перехода" (Уайтхеда), "ретенции" (Гуссерлем). Времиевый синтез по смежным моментам времени заложен в биологическом механизме восприятия человеком внешних обьектов. Уже на уровне формирования образа в сетчатке глаза человека имеют место элементы синтеза по пространству (назовем его dx синтез), и по времени (назовем его dt синтез), посредством которых формируются представления о контуре объектов и о его изменении. В коре головного мозга человек есть зона, которая анализирует именно движение и скорость объекта (V5, она же МТ). О бытийности именно отдельной обособленности имеет смысл говорить в связи с возможностью времиевого синтеза. Синтезы dx и dt лежат в основе формирования концепции «вот-бытия», но их результат далек от представлений о понятии. Возможно, что эти синтезы достаточны для времиевой идентификации предметов в определенных картинах мира, но они не исчерпывают содержания актов, связанных с формированием понятия о предмете.
Идея схематизма Канта предполагает выявление дополнительных пространственных - "структурных", и/или времевых - "поведенческих" характеристик, посредством которых возможен синтез в понятии. В качестве иллюстрации можно привести понятие собаки, данное Кантом. Кант определяет его как правило, согласно которому «мое воображение может нарисовать четвероногое животное в общем виде». В данном случае признак: «четыре ноги» можно рассматривать как структурное свойство, а животное - как поведенческое. Эти характеристики сопутствуют идентификации предмета. Синтез "структурных" и "поведенческих" характеристик приближается к понятию "идеи" Платона. Поведенческие характеристики можно трактовать как времиевые специфики поведения предмета. На этом этапе синтез предмета не может рассматриваться изолированно от множества актуально и/или потенциально выделяемых характеристик, от целостной познавательной понятийной структуры. А это определяет как наличие динамичности в схематизме, так и наличие творческой составляющей познавательного акта.
Поведенческие характеристики можно идентифицировать как через память, повторение, так и через воображение, дающее представление о развертывании предмета в будущем. Так или иначе, они связывают с выделяемым предметом некое время, в котором проявляются его специфические поведенческие характеристики. В акте восприятия конкретного предмета, время, проявляющееся через выявление поведенческих характеристик, можно определить как специфическое, объектное, внутреннее время. Это время сопутствует формированию понятия, и в определенном смысле, определяет бытие предмета (оно не локально, потому что как было указано, сами характеристики в схематизме зависят от познавательной ситуации). Определение поведенческих характеристик осуществляется обычно при сравнении времиевых изменений с неким набором "эталонных" траекторий (через критерии близости к ним). Исследуя в актах восприятия причастность к "эталонным", мы параллельно развиваем схематизм идентификации и самих критериев причастности, вводим новые критерии, связи между критериями, между иерархическими уровнями и т.д. Реализацией подобного метода является язык целей („ради чего”) и причастности предмета к ним [2]. На языке целей проявляется ценностный аспект времени, связанный с целостной иерархической структурой целей в познавательной системе. В рассматриваемом контексте целей, ценность определяется посредством "цели" в используемом схематизме идентификации единичностей, а также и в уже сформированных критериях достижимости. Таким образом формируется представление о "качестве" как степени близости, и качестве времени как скорости изменения близости, скорости достижения. Именно эти представления определяют качественный аспект времени.
Литература