© А.П.Левич
ЧЕГО МЫ ЖДЕМ ОТ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ
А. П. Левич
Биологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Институт исследований природы времени
Мотивы изучения времени
Темпорология наука будущего. В настоящем такой дисциплины нет в номенклатуре ни академических, ни образовательных, ни прикладных дисциплин. Темпорология, или изучение времени, понимается как междисциплинарный раздел общей теории систем, имеющий дело с причинами, формами и измерением динамической изменчивости Мира.
Время – экзистенциональный фактор. Человеческий интерес ко времени неразрывно связан с неприятием бренности и краткости личного бытия. Интерес к загадке появления в Мире и ухода из него нашего индивидуального сознания возрождается в каждом поколении и сталкивается с отсутствием общепринятых решений в науке.
Время – почти неосвоенный человеком и человечеством ресурс. Желанны, но недостижимы современными технологиями: активное долголетие; способы замедления или ускорения течения индивидуального времени (например, чтобы избежать фрустрацию или достигнуть полноту положительных эмоций, чтобы эффективно действовать в критических ситуациях, чтобы улучшить спортивные достижения и т.п.); изменение видовой продолжительности жизни; ускорение сроков созревания растений и животных, используемых человеком; рассогласование жизненных циклов у паразитных или инфекционных организмов; управление длительностью этапов индивидуального и общественного развития (взросление, образование, смены формаций и т.п.).
Время – ресурс, определяющий тип цивилизации (интенсивность производства, демографические показатели, скорость коммуникаций, стратегии опережения в конкуренции и противоборствах и т.п.).
Время – это инженерная проблема: необходимо понять, существует ли научный запрет на мечту о путешествиях во времени; необходимо уловить и встроить в прикладные технологии взаимосвязь между временем и энергией, существующую в фундаментальных теориях (например, если время Мира неоднородно, то должны существовать источники и/или стоки энергии).
Наконец, постижение времени – это необходимый компонент развития самой науки. Описание динамики Мира – одна из основных функций научного знания. Цель развитой динамической теории – открытие законов изменчивости исследуемого фрагмента реальности. В точных науках этот закон называется "уравнением движения". По существу, уравнение движения есть описание изменчивости исследуемого объекта с помощью эталонной изменчивости – часов. Тем самым, успех в отыскании уравнения движения в большой степени может зависеть от используемых исследователем представлений о времени и от принятого способа его измерения. Знание же адекватных законов изменчивости – залог успеха в научном прогнозировании (если известны "уравнения движения", то говорят уже не о прогнозе, а о "расчете" будущего).
Причины возникновения изменений и порождения нового в Мире ("природа времени") – величайшая загадка науки. Ее решение, возможно, послужит пониманию сущности многих феноменов Мира. Например, по мнению Ж.Кювье (
Curvier, 1817): "Жизнь представляет более или менее сложный вихрь, направление которого постоянно и который всегда захватывает молекулы, обладающие определенными свойствами; но в него постоянно проникают и из него постоянно выбывают индивидуальные молекулы так, что форма живого тела для него существеннее, чем вещество. Пока это движение существует, тело, в котором оно имеет место, живо… Когда движение окончательно останавливается, тело умирает", т.е. биологическое время оказывается не пристройкой к зданию жизни, а самым этим зданием.Нужна конструкция времени
Время – исходное и неопределяемое понятие в современном знании. Его использование опирается на интуицию исследователя, на его неотрефлексованный профессиональный опыт, на элементы вненаучных, часто подсознательных представлений о Мире. Не оправдана надежда и на возможность инструментального введения единых представлений о времени: часы для его измерения могут быть совершенно различными по своей природе и по порождаемым ими свойствам времени
(Levich, 1995).Чтобы время стало предметом содержательного изучения, необходимо вывести его из неопределяемых представлений понятийного базиса науки. Для этого образ времени следует заменить какими-либо иными фундаментальными аксиомами. Тогда свойства времени из "аксиом" превратятся в "теоремы". Другими словами – станет возможным научное обсуждение представлений о времени.
В нынешнем фундаменте знания представления о времени тесно переплетены с другими исходными понятиями, например, с представлениями о пространстве, материи, зарядах, взаимодействиях, энергии, развитии, жизни, сознании и многими другими. Поэтому невозможна замена "кирпичиков времени" изолированно от других элементов понятийного фундамента естествознания: переделыванию подлежит его весьма обширная область. Фактически речь идет о построении новой "картины Мира", на которой будут базироваться новые динамические теории.
По-видимому, чтобы понять природу времени, нам не хватает каких-то новых сущностей, которые могли бы заменить время в понятийном базисе науки. Наши успехи в постижении времени скромны потому, что продвижение к ним затрагивает огромный пласт парадигмальных представлений, скрывающихся за расплывчатой формулировкой "картина Мира". Создание новой картины Мира становится обязательным этапом согласования исходных понятий науки в профессиональной деятельности теоретика естествознания. Но путь от непротиворечивой и непротиворечащей картины Мира через формальную теорию к реальности – это, как правило, путь длиною в жизнь, причем – в жизнь нескольких поколений не подвластных конъюнктуре и не боящихся "криков беотийцев" исследователей.
Метаболический подход
Поскольку основная задача в изучении времени на настоящем этапе – создание явной его модели, приведу один из возможных примеров – конструкцию "метаболического времени" (
Levich, 1995; 2003). (Metabolê – согласно Аристотелю (1981), понимается как изменение или движение в самом широком смысле.)Предлагается гипотеза существования в Мире "генерирующих потоков" – природных процессов, порождающих изменчивость Мира, свойства которых могут быть отождествлены или корреспондированы со свойствами, приписываемыми обычно феномену времени.
Гипотеза генерирующих потоков не нова ни в философии, ни в физике. Созвучие гипотезе при желании можно увидеть в представлениях И.Ньютона, где "время само по себе и по самой своей природе течет…" (
Newton, 1687). Совершенно явно эта гипотеза звучит в трудах Н.Козырева (On the Way…,1996), в которых появился термин "поток времени" и время рассматривается как физическое явление.Приведу постулаты метаболического подхода, развивающие гипотезу существования генерирующих потоков:
Кратко сформулирую некоторые следствия метаболического подхода:
Параметризация времени
В рамках метаболического подхода изменчивости систем формализуется заменами ее элементов на различных уровнях иерархического строения. Предлагается измерять изменчивость, подсчитывая количество замещенных элементов. Таким образом, вводятся "метаболические часы" – природный объект, замена элементов которого принята за эталон равномерной изменчивости (
Levich, 1995).Воспользоваться метаболической параметризацией изменчивости удается только для систем, описываемых множествами без структуры. Однако, все теоретическое естествознание построено на описании объектов моделирования структурированными множествами. В частности, системы, порождаемые несколькими генерирующими потоками, уже не могут быть представлены как иерархии бесструктурных множеств.
Язык теории категорий и метод функторного сравнения структур (Левич 1982, 2000) позволяют перейти от метаболической к энтропийной параметризации времени систем, предоставляя возможность:
В упомянутых экстремальных принципах имеется в виду условный экстремум, определяемый доступными системе "ресурсами" субстанции генерирующий потоков. Именно дополнительные ресурсные условия отличают предложенный экстремальный принцип от Второго начала термодинамики. Требование безусловного максимума энтропии приводит к однородному распределению, интерпретируемому как "тепловая смерть" и хаос. То же требование роста энтропии для открытых систем при ограниченности доступных ресурсов приводит к резкому различию систем, к их развитию и самоорганизации.
Замечу, что энтропийная и метаболическая параметризации времени монотонны друг относительно друга, а принцип максимума энтропии равносилен принципу минимума "потребления" системой ресурса ее генерирующих потоков (см. аналоги теорем Больцмана и Гиббса в работе Левича и Фурсовой, 2002).
Что достижимо?
Как предложенный метаболический подход, подразумевающий существование субстанциональных генерирующих потоков, может помочь в достижении очерченных в начале заметок целей?
Можно выделить два пути социализации субстанциональных идей. Наиболее прямой из них — операциональное предъявление, т. е. воспроизводимое измерение каких-либо характеристик субстанциональных потоков. На этом пути мы находимся скорее в положении "лягушачьего танцмейстера" Гальвани, чем обладателей дошедшей и до наших дней рамки Фарадея. Следует заметить, что экспериментальное обнаружение объектов глубинных уровней строения материи зависит не только от интеллектуальных усилий отдельных исследователей, но в огромной степени — от достигнутой всей цивилизацией "суммы технологий". Другой путь — умозрительный — "измышлять гипотезы": опираясь на введённые новые сущности, проводить последовательное теоретическое построение непротиворечивой картины Мира, объяснять известные эффекты, формулировать в экспериментально достижимых областях предсказания новых эффектов и пытаться с помощью субстанциональных подходов решать назревшие проблемы естествознания. В частности, одним из достижимых результатов могла бы быть демонстрация (с помощью метаболической или энтропийной параметризации времени) вывода (а не постулирования) уже известных фундаментальных уравнений "движения" физики в областях, где эти уравнения существуют (например, уравнений Ньютона, Максвелла, Шредингера, Дирака, Эйнштейна…) и предъявление подобных уравнений в областях естествознания, в которых фундаментальные уравнения еще не угаданы, подтвердив еще раз известный тезис о том, что нет ничего практичнее хорошей теории.
Работа поддержана грантом Российского гуманитарного научного фонда №03-03-00040а.
ЛИТЕРАТУРА