Равномерность времени – последовательная смена конгруэнтных интервалов длительности.
По глубокому убеждению философов и естествоиспытателей разных эпох, равномерность представляет собой одно из фундаментальных свойств времени.
Аристотель считал, что равномерность - настолько общеизвестное и самоочевидное свойство времени, что указание на него является веским аргументом при доказательстве истинности тезиса: "время не есть движение". «Изменение и движение каждого [тела], - пишет Философ, - происходит только в нем самом или там, где случится быть самому движущемуся и изменяющемуся; время же равномерно везде и при всем. Далее, изменение может идти быстрее и медленнее, время же не может, так как медленное и быстрое определяется временем: быстрое есть далеко продвигающееся в течение малого времени, медленное же - мало [продвигающееся] в течение большого [времени]; время же не определяется временем ни в отношении количества, ни качества» /Физ,IV,10,218b10-15/.
Согласно Плотину, равномерность является естественным и самоочевидным свойством тех движений, при помощи которых мы измеряем время /Эннеады, III, 7,9; III, 7, 12/.
И. Ньютон постулирует равномерность длительности (или, что то же, времени) как общеизвестное и самоочевидное свойство в своем знаменитом определении абсолютного времени: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью» /Ньютон, 1989, с. 30/.
Тезис о том, что равномерность есть фундаментальное свойство времени, не оспаривается и современными исследователями, хотя при этом иногда указывается на противоречивость представлений о равномерности времени. Характерны в этом отношении рассуждения М.Д. Ахундова относительно парадоксальности ньютоновского абсолютного времени. Во-первых, пишет Ахундов, само рассмотрение течения времени уже есть представление времени как процесса во времени, а во-вторых, «трудно принять утверждение о равномерном течении времени, ибо это предполагает нечто, контролирующее скорость потока времени. Если же время рассматривается "без всякого отношения к чему-либо внешнему", то какой смысл может иметь предположение, что оно течет неравномерно?» /Ахундов, 1973, с. 338/.
Некоторые современные исследователи полагают, что равномерность – это конвенциональное свойство времени, устанавливаемое на основе соглашения о том, какие часы считать с достаточно высокой степенью точности идущими равномерно (см, например: /Сивухин, 1989, с. 25/). Как пишет, например, Г. Рейхенбах, «равенство последовательных интервалов времени есть вопрос не познания, а определения» /Рейхенбах, 1985, с. 136/.
Хотя в наши дни редко в явном виде отстаивается ньютоновская идея о равномерности как об имманентном свойстве самой длительности, тем не менее эта идея неявно сохраняется в широко распространенном представлении о том, что все процессы можно однозначно (по крайней мере в пределах данной системы отсчета) разделить на два больших класса, а именно: на равномерные и неравномерные.
Однако мы не можем непосредственно сравнивать следующие друг за другом во времени интервалы длительности и таким образом определять их равенство или неравенство. Поэтому считается, что для определения конгруэнтных интервалов длительности необходимо иметь равномерный или строго периодический процесс. Но равномерный процесс – это процесс, который изменяется одинаковым образом за равные (точнее, конгруэнтные) интервалы длительности и поэтому для выделения равномерных процессов необходимо определять равны или неравны интервалы длительности, на протяжении которых данный процесс приводит к одинаковым изменениям. Следовательно, для того, чтобы из всего множества процессов выделить равномерный, необходимо иметь часы, которые, в свою очередь, представляют собой не что иное, как равномерный или строго периодический процесс. Для выхода из этого заколдованного круга можно обратиться к критериям равномерности д’Аламбера или критерию строгой периодичности Р. Карнапа. Но эти критерии основаны на сравнении между собой двух или более материальных процессов и позволяют выявить не абсолютно равномерные или строго периодические процессы, а лишь классы соравномерных или соэквивалентных процессов, которые могут состоять из процессов, каким-то образом связанных между собой и как целое синхронно и пропорционально изменяющих свое течение. Такая взаимосвязь процессов может возникать либо в результате подчиненности их каким-то единым законам, либо в результате принадлежности одной и той же целостной, высокоинтегрированной системе, либо, наконец, в результате индуцированности одним и тем же фундаментальным процессом, ритмику которого они повторяют.
Говоря о равномерности времени, мы должны иметь в виду равномерность того или иного конкретного типа времени, метрика которого определяется соответствующим классом соравномерных или периодических соэквивалетных процессов.
Аристотель. Физика // Соч. в 4-х тт. Т. 3. - М.: Мысль, 1981. - 613 с.
Ахундов М.Д. Методологические основы ньютоновской теории пространства и времени // Физическая наука и философия. - М.: Наука, 1973, с. 335-340.
Ньютон И. Математические начала натуральной философии /Пер. с латинского и комментарии А.Н. Крылова: Репринтное воспроиз. изд. 1936 г. - М.: Наука, 1989. - 688 с.
Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. – СПб: АЛЕТЕЙЯ при участии Греко-латинского кабинета (Москва), 1995.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – М.: Прогресс, 1985. – 334 с.
Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. 1. Механика: Уч. пособ. для вузов/ Изд. 3-е испр. и доп. - М.: Наука, 1989. - 576 с.
Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. – М., 2001, гл. 2, § 1, с. 121-155.
Хасанов И.А. Феномен времени. Ч. I. Объективное время. – М., 1998, гл. 3, с. 112-137.
И.А.Хасанов