Самоорганизация - в самом общем понимании означает самодвижение, самоструктурирование, самодетерминацию природных, естественных систем и процессов. Содержание термина означает возврат к античному (физис- греч.), означающему «творчество природы», в противовес (технэ – греч.) – умение, ремесло, искусство. Концепция самоорганизации – последняя в ряду интегративных, холистических теорий человечества, начиная с античной натурфилософии до средневековой философии алхимии, прерванной механистической картиной мира три века назад , и вновь начавшей свое возрождение в 20 веке [1,2,4].
В настоящее время синонимами термина самоорганизации являются, помимо общей теории эволюции в биологии, – тектология А.А. Богданова, общая теория систем У.Р. Эшби, синергетика Г.Хакена, диссипативные структуры И. Пригожина, универсальный эволюционизм Н.Н.Моисеева [5], автопоэзис У.Матураны и Ф. Варелы, гиперцикл М. Эйгена, эволюционная концепция развития вселенной Э.Янча, единая трансдисциплинарная теория Э.Ласло [12], теория самоорганизации А.А. Самарского и С.П. Курдюмова, основанная на базе режимов с обострениями решений дифференциальных уравнений [4], теория самоорганизованной критичности П.Бэка [16], сетевая, бутстрапная теория Ф. Капры [17]. Комбинации различных идей и подходов концепции самоорганизации формируют ядро так называемых наук о жизни ( life sciences – англ.), которое известно также как теория сложности ( science of complexity – англ.). Вплотную к этим наукам примыкают теория детерминированного хаоса (chaos theory – англ.) и фрактальная геометрия природы Б. Мандельброта (fractal geometry of Nature- англ.) [2-10,18].
Идея самоорганизации материи - категорически междисциплинарное направление в современной науке, ищущее единство материальных, лингвинистических, социальных, экономических, психических, биологических явлений и процессов[2,4-6,9-12,22]. Термин «концепция самоорганизации» шире часто употребляемого синонима «синергетика», введенного Г. Хакеном ( от греческого - совместно и - работа, действие). В связи с этим достаточно обратить внимание на существование в естественном языке сходных терминов из различных сфер человеческой деятельности: синтез, синкретика, синдром, синхрония и других, которые являются отражениями феномена междисциплинарности самоорганизации материи. Несмотря на то, что синергетика в широком смысле тождественна самоорганизации, в устоявшемся на сегодняшний день материале под синергетикой понимается конкретная, прежде всего физико – математическая дисциплина, в которой проводится исследование обширной, но достаточно феноменологически ограниченной группы нелинейных уравнений определенными аналитическими методами [3,7,8,14,15].
Если физико – математическую часть теории самоорганизации можно считать относительно хорошо развитой [3], то формирование остальной ее части сопровождается многочисленными попытками сформулировать основу единства самого движения самоорганизации, поисками «прасреды» [4], первичной материи, могущей стать основой построения специфических аналитических методов, которые могли бы связать понятия на уровне, приближенном к дедуктивным системам математики. Но при всей насущности этих попыток теория самоорганизации на сегодняшний день, наука в значительной степени авторская. В едином ряду здесь появляются методы нелинейных уравнений, термодинамика открытых систем, переосмысление представлений о причинности – нелокальные явления и феномены, первичность фрактального подхода к описанию внешнего мира, описание действительности вне декартовых систем координат - клеточные автоматы, активные среды и нейросетевые модели [2,3]. Основной методологической трудностью на пути постижения единства, по мнению многих авторов, является сомнительная ценность и даже практическая невозможность перенесения традиционных математических методов в область наук о жизни, остальной части концепции самоорганизации- «существует ли в природе тонкая настройка параметров, соответствующая идеологии дифференциальных уравнений?»[16].
Теория самоорганизации знаменует сдвиг в парадигме научности знания от редукционисткого видения Мира к холистическому, целостному его восприятию. Это означает отказ от антропоморфного характера науки в пользу идеи естественности[6]. Картину Мира теории самоорганизации формирует идея - одни и те же законы природы действуя в целостном Мире, привели к появлению как простых материальных объектов, так и через системы органической природы к появлению человека о сложных социальных образований. Законы физики должны органически быть включены в общие законы самодвижения материи [5,12].
Кратко эту картину можно описать следующим образом. Весь Мир, весь Универсум есть единая целостная, иерархически организованная система, каждый фрагмент которой связан с каждым, хотя бы силами гравитации. Универсум развивается и движется как единое целое, за счет сил и энергии присущих ему самому. Выделение объекта для изучения и исследования всегда условно и связано с произвольным обрывом его связей с остальным Миром. Практика 20 века показала важность этой операции – вычленить объект из природы не нарушая связей и не создавая новых нельзя ни при каких обстоятельствах. Система взаимодействует с Универсумом не только через границу, но и каждой точкой своего объема. Поэтому основной тезис физики – принцип стороннего наблюдателя – должен быть подвергнут ревизии. Человек возвращается в картину Мира. Любое сложное явления нельзя описать только одним языком. В построении описания должен действовать принцип дополнительности Н. Бора или его ранняя версия – принцип Эпикура: «если с явлением согласуются несколько описаний – удержите их все для его объяснения». В основе всех процессов, происходящих в Универсуме лежит стохастика и неопределенность, которые с микроуровня квантовой механики прорываются на макроуровень природных явлений. Хаос – это естественное состояние материи - из него рождаются все временно стабильные образования и в него же, умирая они превращаются. Между стохастичностью и детерминированностью нет большой разницы- теория детерминированного хаоса, демонстрирует непредсказуемое поведение траекторий, порождаемых простыми детерминированными алгоритмами. В Мире действуют как положительные так и отрицательные обратные связи, протекают процессы деградации, связанные с ростом энтропии, и образования порядка. Комбинации их действия приводят к динамике систем, которая выглядит как конвергенция и рост сложности, чередование стабильного, гладкого развития и бифуркационных, катастрофических перестроек структуры... Конкуренция этих процессов определяет рождение, существование, угасание и распад структур [5].
Ключевыми терминами теории самоорганизации, составляющими ее базовый словарь, таким образом можно считать следующие: естественность, целостность, всеобщая взаимосвязь, открытые системы, нелинейность, неравновесность, самоприменимость, бифуркационность, эмерджентость (спонтанность), амбивалентность [5-8].
На пртяжении всей истории человеческая мысль развивала свои представления о движущих силах и законах мироздания, Теория самоорганизации попадает в самый эпицентр общечеловеческих проблем мироосмысления, формируя новое мировидение и философию [21,22]. Большое колическтво авторов отмечают совпадение и явные параллели ее идей с древними космогоническими представлениями всех народов, в особенно восточных культур [4,6,10,13,17].
Теоретическое осмысление самодвижения и самоорганизации материи ставит серьезные методологические вопросы. В первую очередь это вопрос о том, чем заменить такие антропоморфные понятия как сила ,скорость и им подобные динамические категории, которыми всегда описывалось движение. Далее, по мнению многих исследователей, относительный неуспех математических методов в естественных науках связан с принципиально иной природой представлений о времени в этих областях. Линейное параметрическое время математики и физики не позволяет достичь адекватного уровня понимания, например, процессов развития и эволюции, которые характерны для естественных процессов. В частности в психологии, парадигмально междисциплинарной науке, неясно как описать бесконечный внутренний мир человека - без такого описания человек вновь будет отторгнут от Мира. Весьма актуален вопрос о собственном времени систем – это вопрос, в конечном счете, об описании эволюционных процессов. Решение отмеченных вопросов, согласование времен различных сфер знания, позволит полнее взглянуть на проблему необратимости и стрелы времени, которая остается на сегодняшний день в значительной степени дискуссионной. Как представляется недавние усилия по расширению представлений о времеии на метаболическое и субституциональное времена естественных систем уже на понятийном уровне позволяют увидеть существенный прогресс в решении отмеченных вопросов в рамках новой парадигмы [19,20].
Литература: 1. Самоорганизующиеся системы. М.,1964; 2. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М., 1994; 3. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.А. Введение в синергетику. М.,1990; 4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994; 5. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1999; 6. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Спб,1999; 7. Пригожин и., Стенгерс И. Порядок из Хаоса. М.,2000; 8. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1991; 9. Буданов В.Г., (ред.) Парадигма синергетики. М., 2000; 10. А.Д. Арманд и др. Анатомия кризисов. М.,1999; 11. Садовничий В.А.(ред.) Синергетика 3. Материалы круглого стола. М., 1999; 12. Э.Ласло Основания единой трансдисциплинарной теории// Вопросы философии 1997,№3; 13. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток// Вопросы философии 1997,№3; 14. Хакен Г. Информация и самоорганизация.. М.,1991; 15. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М.,1990. 16. P.Bak How Nature Works? The Science of Self-Organized Criticality. 1996; 17. F. Capra The Web of Life. 1996; 18. D. Sornette Critical Phenomena in Natural Sciences: Chaos, Fractals, Selforganization and Disorder. 2000. 19. Левич А.П. Метаболическое время естественных систем.// Ситемные исследования.1989.,С 304-325; 20. Он же Субституционное время естественных систем//Вопросы философии №3, 1996; 21. Митькин А.А. Принцип самоорганизации систем; критический анализ.// Психологический журнал.1998,т.19,№4; 22. Акчурин И.А. Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М.,1994.
Ф.И.Маврикиди