Дальновидность – феномен и функция психики, рассудка и мышления именно человека, исключительно его, человеческая способность, раскрывать основные черты и свойства будущего, опираясь на знание характеристик прошлого и настоящего. Она стимулируется человеческими потребностями и интересами как индивидов, а также групп и сообществ людей разного рода. Эти факторы могут переплетаться друг с другом, накладываться или противоречить друг другу. Д. - это способность строить в сознании правдоподобные, весьма вероятные и необходимые для его жизнедеятельности модели и образы будущего. Эта способность обеспечивает саму возможность предвидения и предсказания будущего. Без него они были бы невозможны. Д. может быть тотальной, то есть охватывать весь спектр интересов человека или его сообществ, или частичной, частной, индивидуальной. У отдельных людей она может быть врожденной. Но она все же не является каким-то непрерывно функционирующим универсальным свойством человекодеятельных систем, а свойством хотя и врожденным, устойчивым, но непроявленным или спорадическим, иррегулярным, то есть возникающим как-то (по ситуации, например) и когда-то затухающим. Д. может быть функционально обостренным или вялотекущим процессом, который подкрепляется и развивается на основе, например, привычек, человеческого опыта (своего и заимствованного), навыков, достижений культуры, профессионализма и др. - в границах потребностей и интересов людей.
Подчеркнем, что профессиональная выучка часто компенсирует недостаток врожденного человеческого свойства и способности к Д. В обществе для целей эффективной ориентации людей в пространстве возможных действий (прогноза) давно уже созданы специальные институты для развития способностей к Д. Они непосредственно служат для поддержания особой культуры Д. в рамках общей культуры в условиях их регулярного или спорадического функционирования. При этом, они существуют в формах традиций, обрядов, игр, форм загадывания и гадания, искусства, религии, обучения, образования, науки, политики, в виде специальных институтов для прогнозирования и т.п.. Собственно, последние формы особенно активно культивируются обществом, начиная с XIX века. Богатство природной способности к Д. в соединении с опытом и профессионализмом – базис особо ценимого обществом оперативного и стратегического мышления. Существование её, этой способности, противоречит расхожему утверждению, что «Будущее покрыто мраком!». Нехватка Д. характерны для т.н. «тактического мышления». Недостаток оперативного и стратегического мышления амортизируется и специально компенсируется тренингом, обучением и развивающим способности человека к Д. общим образованием. Вместе с тем, они оба в реальной жизни органично дополняют друг друга, хотя в случае принятия определенных конкретных решений могут войти в противоречие и создать конфликтную ситуацию.
Согласно различным словарям, понятиями наиболее близкими к Д. будут такие, как предусмотрительность, предвидение, глагол провидеть, проницательность, прозорливость и др. Их антиподами будут, например, – близорукость, недальновидность, непредусмотрительность, непроницательность, нерациональность и др. (см.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю., и др.). В «Толковом словаре» Ожегова отдельной статьи на тему Д., к сожалению, нет. Несомненно, что глупость, ограниченность и тупость как свойства, – это тоже определенные антиподы Д. Факты Д. и недальновидности людей (и организаций) широко известны из исторической литературы и сегодняшней информации в СМИ о мире и человеке.
Понятие Д. – одно из понятий психологии, общей и социальной, отражающее описываемое свойство. Конечно же, Д. - одно из важных понятий темпорологии, общей и деловой этики в части оценки положительных качеств человека и человеческих групп разного рода, особенно управленцев и управленческих структур. Д. – непосредственно предмет анализа и инструмент построения выводов и рекомендаций в футурологии как науки о будущем. Это же относится также к научной прогностике. Д. образует важнейшую часть предмета и инструментария теорий управления, операций и принятия решений, экономических теорий, кибернетики, техникознания, праксеологии, оптимологии и др. Оно - необходимая часть человеческой практики и жизни вообще. Это понятие – почти синоним понятия рациональности (как способности учесть все факторы и условия деятельности в ходе, например, экстраполяции прошлого и настоящего на будущее). Здесь признается, что наименьшей ячейкой Д. будет двухшаговая Д., подсказывающая активному деятелю (актору), что же будет сразу после какого-то его начального, одного-единственного и первого действия. Д. – синоним многошаговых мысленных действий. Д. отличается на деле от пустых фантазий, неоправданных мечтаний и надежд на будущее своей практической реализацией, осуществимостью.
Онтологическая основа Д. - наличие предшествующего и настоящего в мире (бытия), общая активность всех объектов мира и, в частности, бихевиоральных систем - в пространстве и времени, существование у них у всех определенных свойств и состояний с их характеристиками, наличия факторов детерминации явлений действительности, самой диалектики возможного, действительного и невозможного, самодействия и взаимодействия. С точки зрения философской онтологии можно сказать также, что Д. – это общая форма и проявление активного отношения людей (как и всех бихевиоральных систем) к действительности, которая обеспечивает как отдельным людям, так и их группам, а также сообществам людей разного рода - общую жизнеспособность. Но Д. – это одна из многих способностей или качеств человека, вытекающая из опережающего отражения действительности как общей способности или свойства всех живых систем, а также из его способности видеть мир как пространственный феномен. Именно человек способен видеть свои отношения с настоящим, прошлым и будущим не как любые какие-то отношения, а как, в данном случае, пространственные.
Смысл Д. состоит в результативной и полезной мыследеятельности, а также интуиции будущего, но деятельности ума и чувств не любой, а по возможности объективной, максимально точной, почти лишенной рисков в ходе реализации каких то решений и эффективной. Именно она способствует ориентации человека в условиях альтернатив в пространствах возможных событий, условий и действий для достижения, в принципе, не любой, а максимальной эффективности, полезности при минимальной затрате сил и ресурсов. Однако все это, в принципе, реализуется ради достижения некоего блага как цели, какой-то полезности, ради оптимизации своего существования в будущем. Реально, сами события, акты Д. и предвидения осуществлялись всегда и раньше, в прошлом. Они совершаются сейчас, и будут происходить впредь: как в прошлом, так и в настоящем. Но они непременно направлены к будущему, к тому, чего ещё нет. И они будут осуществляться как необходимые действия ради всего того, о чем уже сказано. Логическая форма выражения Д. – суждение о будущем состоянии объектов и дел, предсказание. Д. опирается всегда на относительно полное знание прошлых и настоящих потенций, способностей, характеристик, ресурсов и условий, понимание возможной ситуации потом, - как у себя, так и у других. Результаты Д., конечно, субъективны по форме, и они соответствуют тому объему необходимой информации, которой владеет действующий субъект.
В целом, можно различить три вида Д. Во-первых, - Д. это общее фундаментальное родовое свойство человека, имеющее разные степени и уровни проявления в зависимости от масштабов и специфики самой природы объектов, о развитии которых идет речь. Во-вторых, - это ментальная, психофизическая и физиологическая в основе способность человека (а также его групп, организаций и т.п.), субъективная по природе способность человека - успешно, лучше других, различать и оценивать по разным параметрам будущие объекты, отношения, состояния, события, ситуации и др. не вообще, а детально, подробно, главное - дальше, чем это бывает обычно (то есть быть дальновидным, значит быть «проницательным», «видеть насквозь»). В-третьих, Д. это органическая функция и смысл науки, необходимое качество научного познания, которое объективно нацелено на максимально далеко и широко простирающиеся предположения, гипотезы и утверждения вроде законов и теорий о качестве и свойствах возможных состояний интересующих науку объектов, направленные на точное предвидение будущих характеристик своих объектов.
В основе и в самой природе Д., как говорит современная генетика, лежит общая наследуемая естественная программа жизнедеятельности биологических, вообще - бихевиоральных систем, включающая почти бесконечное множество версий состояний, в которых может оказаться живая система, организм и популяции в будущем. Вопрос в том, насколько дальновидна генетика (как реальная наследственность) живого по отношению ко всему множеству возможных состояний и параметров, характеристик будущих состояний, оптимальных для жизни вообще именно в нашей части вселенной, - вопрос открытый. Наука пока не знает ответа на этот вопрос. Условием Д. является не только активное отражение действительности, опережение того, что будет в будущем у живых систем вообще, согласованным с наследственностью и генетическими законами, но также полнота и достоверность информации о прошлом и настоящем.
В отличие от предвидения, Д. как функция человека целиком сориентировано на будущее. Она включает в себя результаты взаимодействия с прошлым и настоящим, а в смысле их мысленного отражения у человека, – результаты анализа этого прошлого и настоящего, индивидуальный и коллективный опыт. Но включает она все это не целиком и полностью, а лишь частично, неполно, нередко – в связи со случайным, исторически преходящим, с субъективным, относительным, ситуативным и т.п. Это все фактически ведет к риску появления сбоев, ошибок и даже катастроф. Вместе с тем, несомненно, что Д. как свойство максимально родственно предвидению и предсказанию как его формы. Д. и проницательность (как особое качество индивидов) открывают людям фундаментальную возможность существовать относительно долго, благополучно, без рисков и катастроф, а, именно, в предвидимых условиях, - сейчас и завтра, вообще, - в «обозримом будущем». Подчеркнем, в основе Д. лежит общебиологическое свойство опережающего отражения. Д. - необходимое качество не только индивидов, но и, особенно, руководителей и организаций разного характера и ранга – во всех сферах человеческой деятельности. Отсутствие этого качества у кого-то – указание на непригодность таких людей для такой именно деятельности.
Феномену Д. обязана своим происхождением сама система образования и профессиональной подготовки людей, научение вообще. Она - посредством учебы, упорного натаскивания, тренировки, многократных повторений одного и того же, начиная с детства, - блокирует и компенсирует природный недостаток Д. и проницательности у каждого индивида и больших слоев людей, касающийся не только повседневной жизнедеятельности. Она организует на уровне профессионализма основную жизнедеятельность человека, мобилизует его способности для него же самого, а также в интересах общества в целом.
Понятие Д. в русском языке, исторически и фактически, возникло на основе именно аналогии между движением нашего собственного зрения в геометрическом пространстве куда-то вдаль («проницательность», «прозрение», «зоркость»). Оно по смыслу вообще определяется нашим созерцанием и видением объектов действительности перед собой далеко. Д. связана не только с проницательностью нашего собственного ума, но и с его способностью вникнуть в суть происходящего сейчас и потом, а также со способностью человека мысленно, в воображении, своим внутренним взором перемещаться («кинематически») все дальше, к какому-то пределу, например, к горизонту известных событий и состояний (перспективе). Это схоже со способностью мышления заглянуть ещё и дальше, - например, за горизонт. В европейских языках, например, во французском, понятие Д., (perspicace), будучи производным от лат. perspiere (видеть на сквозь), вызвало к жизни слово perspective – перспектива как термин пространственный, геометрический. Такой же термин присутствует и в английском языке. Здесь, в европейском мышлении, история с пространственной аналогией как бы перевернута в обратном порядке.
Индивидуальные и групповые способности к Д. всегда высоко оценивались людьми. История запечатлела нам имена очень многих выдающихся дальновидных людей,. К их числу относится немало правителей, полководцев, промышленников, организаторов предприятий и разного вида деятельности, ученых, изобретателей, философов и др. Вместе с тем, дар ведуна, пророка, провидца, ясновидящего, прозорливца, экстрасенса и т.п. личностей крайне редок. Он тоже всегда, в случае подтверждения на деле их Д., высоко ценится людьми, запечатлевается в исторической памяти людей.
Д. – предмет и инструмент для эффективного анализа будущего у объектов многих наук и научных дисциплин, предмет и главный смысл многих теорий, моделей разного уровня и масштаба, законов, гипотез, формул и схем. В этом плане выделяются футурология, философия истории, некоторые социальные теории и модели, прогнозные дисциплины психологического, эпистемического, социального, естественнонаучного, технического и технологического плана. Собственно, общество во многом потому и несет расходы на науку, что наука, её институты и её отдельные представители (ученые) - специальными средствами и способами, включающими математику, а также своими индивидуальными способностями к Д., - обеспечивают человечеству знание о будущем. Оценка значимости прогноза не всегда однозначна, но высокое общественное признание реальной Д. всегда придавало и придает особый престиж, авторитет людям и организациям разного рода, в том числе ученым и науке, способным к Д., создает доверие к новым проявлениям полезности и эффективности этого свойства.
Однако, в силу неизбежности неполноты информации, человеческих ошибок в понимании функционирования тех или иных объектов, протекания различных процессов, из-за субъективности разного происхождения, а также из-за сбоев и катастроф неожиданного характера, любая Д. и проницательность не обеспечивают абсолютной точности, безошибочности и оправданности предполагаемого, прогнозируемого итога, результата. Правдоподобность таких описаний будущего и конкретных результатов в современной науке обеспечиваются не только аналогическим мышлением, индукцией, синтезом знания, другими методами логики, но и хорошо развитыми сегодня статистическими и вероятностными методами.
Все сказанное о Д. подводит нас к пониманию феномена, свойств и смысла человеческой мудрости. Её можно считать высшим проявлением Д. Мудрость сочетается обычно с высшими проявлениями таких свойств мышления человека, каковы рациональность, логичность, предусмотрительность, проницательность, проникновение в сущность объектов и процессов разного рода, обоснованность суждений и выводов, глубокое понимание сущности, возможных связей и отношений объектов и процессов в прошлом, настоящем и будущем, других свойств и способностей. Антиподы мудрости - ограниченность, близорукость. Их нетрудно представить себе как неспособность проникнуть в будущее, а дополняющие их тупость и глупость – как нерациональность, алогичность, непонимание сущности объектов, возможных связей и отношений объектов и процессов - в прошлом, настоящем и будущем.
Букина Е.Я., Разумовский О.С. Оптимальность и риск. Проблемы их взаимосвязи и роли в прогнозировании будущего // Полигнозис, 2002, № 2. – С. 40-55; Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Методологические принципы социального предвидения. М., 1979; Гендин А.М. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970; 1988; Киютина Т.Н., Разумовский О.С. Принципы оптимизации человеческой деятельности, Красноярск, 2004; Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., 1975; Теория прогнозирования и принятия решений. М., 1977; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. – с. 49, 153, 378, 625, 630 и др.; Янч Э. Технологическое прогнозирование / пер. с англ. М., 1974; и др.
О.С.Разумовский