Фаза – характеристика неоднородности состояний и особенностей изменения объектов разного рода, - важное понятие теорий времени, пространства, материи, общества, языка и мышления. Ф. можно определить как особое состояние в рамках какого-либо движения и развития, вместе с тем, Ф. это феномен и специальное понятие, охватываемое теорией колебаний и волн, а также всеми историческими дисциплинами. Ф. – это также общеупотребительное, общее, собирательное, по сути, понятие в обыденной речи для обозначения этих феноменов. Синонимами его будут: эон, эра, эпоха, период, формация, век – в геохронологии и истории, а также ступень, стадия, «момент времени», «отрезок времени», «период времени» и др. Эон (по-греч. aion – век, эпоха), например, это наиболее продолжительный период геологической истории Земли, и первый из них, криптозойский длился св. 3,5 млрд. лет. Он охватывает только одну эру (протерозойскую), но состоит она из шести периодов (от венда до карбона) и еще бо́льшего числа эпох (ранних, средних и поздних). Все эти единицы измерения Ф. выделяются геологами не как чисто формальные и геометрические фрагменты схематизации времени как целого (то есть, хрональные), а как качественно особые, отличные друг от друга по своим специальным свойствам единицы – элементы временной протяженности (см.: Реймерс Н.Ф. Популярный … с. 114-16).
В философии Ф. понимается как часть общей динамики бытия объекта как целого и факт наличия в нем хотя бы одного особого, выделенного элемента. Можно различать однофазные и многофазные объекты и процессы, причем, не только лишь токи в электрических процессах. Наличие Ф. - это свидетельство диахронности объекта (от греч. dia – означает «сквозь», «через» + chronos - время) как дления его существования и, также, сторона его сущности. Ф. понимают также как особую, составную часть т.н. «основного процесса» (от лат. processus – продвижение, продолжение), происходящего с объектом. Это также свидетельство его существования в определенном месте пространства. При этом Ф. понимается именно не только как специфическое состояние, качество, но, именно, как особое свойство «фазовости», которое внутри самого объекта и основного процесса, находится в континууме их собственных состояний, свойств и качеств. Оно, это состояние, обусловлено внешними и внутренними условиями и характеристиками. Внутри его могут быть Ф. основные и побочные, главные и неглавные, ведущие и ведомые, условно - положительные и отрицательные, единичные и групповые, непрерывные - в рамках континуума и как нечто выделенное (дискретное). Основной процесс содержит и основные, главные его Ф. В целом, Ф. суть частное проявление самоактивности и активности, стабильности и нестабильности материального, непрерывности и дискретности и др. психического и ментального миров, взятых в целом и отдельных «миров» - компонентов целого. Бытие мира – сочетание того и другого, понимаемое в духе диалектики движения и покоя.
Что касается теории колебаний, то она описывает, как главное, формы проявления и отношения между собой разных феноменов и форм колебаний, а также количественные характеристики меры и качества Ф. в основном процессе. Само познание колебательных явлений, включая Ф., как показывает развитие науки, не возможно без наблюдений, измерений, моделирования, без применения средств логического осмысления полученных фактов. Сложности их изучения связаны с объективной ограниченностью человеческих способностей и, вместе с тем, самих его возможностей познания мира и себя самого. Так, колебательные и циклические процессы, существующие в микромире, непосредственно не наблюдаемы, как не наблюдаемы и громадные по масштабам времени циклические процессы во вселенной. На помощь человеку здесь приходят его способности проводить аналогии с макроскопическими процессами, которые мы способны наблюдать, методы гипотез, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование, методы математики и ее модели, экспериментальная и вычислительная техника.
Слово Ф. греческого происхождения, оно производно от phasis – то есть, «происхождение», «появление». В нашем языке также употребляется и первоначальная форма слова, а именно - фазис. В словарях общего характера указывается, что Ф. – это момент, отдельная стадия, период в ходе развития и изменения чего-то (например, положения планеты, Луны, формы или состояния вещества, периодического явления, общественного процесса), это также само положение, форма развития в этот момент (см.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь…, с. 878). В целом, в словарях отмечается до пяти значений слова Ф., включая специальные, например, электро- и радиотехнические. Смысл слова в современном употреблении утратил свое первоначальное значение (см.: Большой словарь…). По-англ. и по-франц. существительное phase имеет тот же смысл, как и в русском, но английское выражение «phase to» имеет еще смыслы «осуществлять постепенный переход к…» и др. По-немец., die Phase –фаза по своему смыслу аналогично русскому.
В рамках теории колебаний, термин Ф. обозначает меру особенностей данной Ф. по отношению именно к противофазе, – то есть, к его противоположному состоянию, а также и к другим Ф. – предшествующим и последующим, одновременным, синфазным и асинхронным. Вместе с противофазой и паузами в этой теории - во времени и пространстве – Ф. всегда конечна и никогда не бывает бесконечной.
В исторических дисциплинах, начиная от космологии, астрономии, геологии, общей биологии и кончая историософией, понятие Ф. вообще обозначает не только качественно выделенные особые состояния, периоды жизни разных по природе объектов, но также целые и большие блоки, кластеры событий и состояний – эры, эпохи, этапы и стадии их развития, диахронии, эволюции, как целостного процесса, истории объектов вообще. Частные особенности изменений состояния объектов, известные нам, - космологического, физического, химического, геологического, так и физиологического, психического, языкового, ментального, социального, экономического, а также технологического и др. характера и происхождения. Все они могут адекватно описываться нами без особого труда с помощью понятия «фаза» как общенаучного. Все эти объекты при этом обязательно будут диахронными, может быть, историческими, хотя при этом одновременно могут быть также и периодическими. Луна, например, как спутник Земли, движется по орбите, а её освещенная Солнцем поверхность наблюдателю с Земли видна последовательно в течение т.н. «лунного месяца» в хорошо известных формах т.н. «лунных фаз».
Вместе с тем, в методологии науки и в самих научных теориях существуют дискуссионные проблемы соотношения диахронии и синхронии, диахронии и хронологии, синфазности и протиофазности, истории и историзма, диахронии и историософии. Они обсуждаются в рамках проблем телории объекта и предмета истории вообще и философии как науки. Если не вдаваться в дискуссии ученых, то диахронию, по-видимому, можно отнести к более абстрактным и общим теоретическим конструкциям, чем хронология и история. Рядом с нею и в дополнение к ней, нужно, конечно, поставить феномены и понятия следования и последовательности. Заметим, что хронография и хронология, история и историософия без представления о диахронии теряют свою внутреннюю форму. Иначе говоря, феномен диахронии (вместе с «последовательностью» и «последующим», разумеется) – это внутренняя форма, каркас, скелет всего, что только что было названо. Хронология вообще может обойтись без понятия фазы, историю как описание можно оценить как более конкретное, содержательное и концептуализированное проявление хронологии, Ф. и диахронии. История – это повествование о прошедшем, наполненное подробностями, окрашенное в концептуально различные тона, и, потому всегда субъективное. Но, если признавать ещё существование «основного процесса» и фаз внутри исторического процесса, тогда, концептуально осмысленная диахрония и история как таковая, откроют нам дорогу к историософии, то есть – философии истории всего, что есть в мире, а не только к узкой и частной по предмету и содержанию философии общества.
Меры и единицы отображения Ф. в науке многообразны, неоднозначны и совпадают в рамках задач анализа с особенностями его предмета. Они связаны, естественно, прежде всего с главными характеристиками описываемых объектов: временем, пространственными координатами, скоростями, импульсами, значениями энергии, частотами, длинами волн, температурами, давлениями, объемом и т.п. Чаще всего, это описание сходно с описанием т.н. «состояний» объектов. Здесь нет смысла перечислять все многообразие характеристик различных состояний.
Отметим, что труднее всего описать состояние сложных систем. О.С.Разумовским были предложены три возможных модели описания статики и кинематики таких сложных систем, каковы человек и бихевиоральные системы вообще. Среди них можно найти: 1) описание объекта - на основе знания главных, сущностных параметров, то есть, создание т.н. «характеристического описания», или, что то же, описания в форме «облика объекта», апробированного в целом и в частностях как в теории, так и в практике распознавания образов (в т.ч. в военном деле на базе – спутниковых космических систем наблюдения), 2) матричное описание в форме квадратных матриц алгебры, опирающееся на возможность обрисовать (на основе знания базовых, основных сущностных параметров объекта) поведение системного или сетевого объекта, взятого как целое, причем, не только его стабильное состояние, но и его многообразное случайное или закономерное поведение (изменение); 3) редукционистское по смыслу, по форме и методу описание объекта и его поведения, построенное на базе движения мысли от характеристик самого сложного объекта к самому простому; 4) т.н. «принцип белизны и серости» опирающийся на идею взаимной дополнительности частных характеристик для описания целого, подобно возникновении белого цвета из совокупности цветов радуги (см.: Разумовский О.С. Принципы «белизны» и ...).
Все виды существующих Ф. разных объектов можно классифицировать по разным основаниям. Например, - по их источнику, - если выделить среди них вынужденные и самопроизвольные и др. Первые из них создают какие-нибудь внешние силы, а самопроизвольные обусловлены природными, естественными вообще законами и алгоритмами. Это все имеет место в биокосном мире, в живой природе и в бихевиоральных системах разного рода, включая социальные и экономические системы. Их можно разделить также по местоположению - на внутренние и внешние. Внутренние (эндогенные) Ф. и их связь с экзогенными по происхождению (то есть, внешними) глубоко изучены в физике, химии, общей и популяционной биологии, в физиологии, экономической науке и др. По характеру Ф. в контексте их регулярности во времени все Ф. можно разделить на неперидические и периодические. Последние из них изучаются в теории колебаний и волн. В науке выделяют и другие разновидности Ф.
Большой словарь иностранных слов в русском языке. М., 1998. С. 211, 663; Коссериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике, вып. 3, 1963; Математический энциклопедический словарь. М., 1988, с. 605; Разумовский О.С. Принципы «белизны» и «серости» для описания сложных систем // Методология науки. Вып. II. Нетрадиционная методология. Томск: Изд-во ТГУ, 1997. С. 218-223; Реймерс Н.Ф. Геохронология // Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М., 1991; Словарь синонимов. Л.., 1975, с. 368; Фаза // Большая советская энциклопедия, т. 27. М., 1977. С. 531; Фаза // Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993, с.296; Физический энциклопедический словарь. М., 1983.
О.С.Разумовский