Несвоевременность - вид отношения несоответствия каких-то объектов, их свойств, форм и т.п. в виде или отставания или опережения своего появления где-то и когда-то в прошлом, настоящем или в будущем. Н. можно определить также как наличие или отсутствие в нужный или данный момент, а также отрезок времени и т.п. чего-то иного, в чем есть потребность по отношению к настоящему данного объекта, к его конкретному существованию и сосуществованию с чем-то или кем-то (во времени). Сам феномен Н. возникает и исчезает в пространствах возможностей, невозможностей и запретов разного рода. Основа указанного выше несоответствия, безусловно, разная, но сам вопрос о формах и свойствах Н. целиком темпорологический. Это, конечно, объект и часть предметного поля темпорологии. Понятие Н. имеет свой антоним – своевременность, то есть, то, что происходит в нужное время с необходимостью (хотя случайное тоже может стать своевременным). Но не надо путать его с понятием со-временности! К понятию Н. близки понятия именно «несовременности» или нонконтемпоральности. Феномен Н. - это всегда несовпадение, расхождение и диссонанс между предвидимым, чем-то и когда-либо нами ожидаемым и реализуемым. По своему смыслу, к понятию Н. очень близки также такие, как атипичность, аномалия, разновременность и др. Феномен и понятие анахронизма – четко выраженная часть Н., хотя и она может относиться как к прошлому, к настоящему, как так и к будущему. Но с точки зрения сказанного феномен и понятие Н. все - таки шире, чем анахронизм, оно его, если угодно, обобщенное выражение, вбирающее его в себя без остатка.
Понятие П., в силу своего содержания, является одним из важных элементов теории хаоса в синергетике. Оно также является важным понятием теорий управления и входящих в них теорий очереди, расписания, массового обслуживания, поведения на бирже, задачи коммивояжера и др. (Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь … с. 97-99, 247-48, 311 -313).
Понятие объекта здесь везде понимается гносеологически. То есть, это всегда нечто, находящееся вне субъекта. Но это также не только сам объект, но и различные его аспекты, его характеристики, отдельные свойства, состояния, стороны, отношения и т.п.. Речь при этом идет о разнообразных, как правило, объектах одного какого-то качества, уровня, степени развитости чего-то и др. Они берутся нами в познании именно в их отношениях к другим объектам, их аспектам и к субъекту. В этом последнем смысле, понятие Н. должно быть не только относительным, но и, оценочным, даже, конвенциональным. Понятие Н. имеет, как правило, негативный смысл.
Нами, людьми, психологически, Н. воспринимается часто как «экстремальная ситуация» (см. о ней: Разумовский О.С. Экстремальные закономерности…). Однако, по объективным характеристикам, она может и не быть таковой. К примеру, люди в большинстве случаев свою естественную смерть рассматривают как нечто аномальное, чрезвычайное, как особый случай, экстремальность, хотя такая смерть неизбежна и закономерна, хотя о покойном близкие и официальные некрологи говорят как о «безвременно ушедшем» от нас. И т.д.
Актуальность исследования экстремальности в связи с развитием экстремизма в мировом масштабе привлекает особое внимание не только силовых структур в разных странах, но и многих народов, ООН, правительств, международных организаций, ученых разных стран. Социальный экстремизм стал уже предметом исследований, и преподавания особых учебных курсов, например, на социологических факультетах университетов для студентов у нас и за рубежом (см.: Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию …). Термин «экстремология» был предложен О.С.Разумовским в 1999 г.
Говоря о Н., надо помнить о природе того, что происходит при Н, а также её аспектах. Это не только астрофизические, физические и химические объекты. Среди них: биолого-физиологические, психологические, поведенческие, антропологические. В обществе это ментальные, моральные, этнические, социальные, культурологические, юридические, политические, культурно-исторические, социологические, технологические, научно-исторические и др. объекты и аспекты.
В основных наших толковых словарях этого понятия нет. Оно имеется в простых словарях, вроде, «Орфографического словаря русского языка» / Ожегова С.Н. и А.Б.Шапиро (М., 1957, с.548). Здесь оно есть, то оно там не истолковано содержательно, а просто указано, как его надо правильно писать по-русски. По-видимому, этот факт обусловлен определенными теоретико-методологическими трудностями, например, многообразием понимания Н. в науке и выражения Н. в практике, в жизни, их несходством и др. Но смыслы и значения Н. в русском языке помогают нам расшифровывать, к примеру, европейские языки. Вообще, можно заподозрить, что термин Н. является новообразованием и калькой с этих языков в русском литературном языке после А.С.Пушкина. Так, по-английски, Н., это и «неуместность», это также и прилагательные: несвоевременный, неподходящий, неуместный, то есть, - inopportunity; inopportune, illtimed. Здесь слово opportune – своевременный, благоприятный; time – время. Оба они латинского происхождения. Первое из них не требует перевода, оно переведено, второе производно от лат. tempora > к франц. temps – время. Например, выражение «неуместный визит» по-английски – inopportune visit и др. Оно носит здесь скорее морализаторский оттенок. По-французски, Н. – пишется и переводится нами по-русски одинаково, как и в английском, но в нем «несвоевременный» – intempestif. По-немецки: «не кстати», «невпопад» - zur Unzeit, несвоевременный - unzeitgemacht, unzeitig - неуместный, где die Zeit – время.
Вместе с тем, изучение Н. в науке создает впечатление, что этот феномен и понятие очень близки к смыслу того, что мы считаем «случайным» или же тем, что кажется людям в данный момент «нелепым», абсурдным, аномальным и т.п. Но что такое случайное? Ведь в философии единого толкования случайного нет. Речь может идти о «случайном» как равнозначном Н. и от него как независимом, как и зависимом от него. То есть, перед нами могут быть и разные его толкования! Можно говорить о Н. как о полном аналоге «случайного». Или, о нем надо говорить, как аспекте случайного, или, наоборот, говорить о случайном как об аспекте Н., или, как это возможно, аспекте просто дополнительном и т.п. Речь может идти о случайном в ценностном аспекте: как о чем-то нежелательном, как о каком-то «нежданном» событии в ряду других (которые мы воспринимаем обычно как закономерные, естественные, регулярные, детерминированные) и т.п. Возможно, что в этот ряд и встраивается Н. где-то как закономерное, естественное состояние, и т.п. Тогда, с этой точки зрения, появление Н. равнозначно случайности, потому что это нечто «выбившееся» из привычного для человека стандартного причинного ряда. То есть, Н. – это нечто просто не соответствующее ожидаемому нами закономерному ряду событий. Иначе говоря, это часто некое противоестественное состояние нас самих и окружения, начиная от наших человеческих патологий и кончая природными катастрофами самого разного масштаба. Мы здесь не сможем исчерпать тему до конца. Здесь и сейчас никто не решиться дать окончательные ответы на поставленные вопросы.
Каких-то специальных философских исследований Н. в целостном виде практически нет. Но о нем немало и давно написано в художественной литературе и драматургии, о Н. повествуют нам давно театр и кино, телевидение. Живопись и графика отображает нам прекрасно Н. в своей истории в разных образцах. Вспомним карикатуры и шаржи великого испанского художника Ф.Гойи, картины великих русских художников: «Последний день Помпеи» К.Брюлова или «Не ждали» И.Е.Репина, другие работы. Диапазон восприятия всех этих сюжетов у людей простирается от чисто трагического и драматического до комического и гомерического.
Вообще, сам термин Н. можно отнести не только к культурологическим, историческим, лингвистическим, биологическим, политическим и др. явлениям, но и ко всем явлениям вообще. Обратимся к космологии. Так, во Вселенной, в виду её расширения после «Большого взрыва», а также из-за действия одновременно т.н. «антропного» принципа – сохраняются, наличествуют практически все исторически возникавшие позже взрыва виды и структуры всех объектов любой природы и любого уровня. То есть, все объекты, начиная от реликтового излучения во Вселенной, включая, видимо, и объекты живые и разумные, наконец, человека. В этом смысле, стоит исследовать положение нашей Земли с её обитателями, время существования и последующую эволюцию Вселенной после большого взрыва, историю Солнца, других планет, геологическую и биологическую историю, историю человека и общество, культуры. Этими вопросами в науке сейчас занимаются немало. Но, в свете таких рассуждений – человек, что, закономерная сущность или случайность? Он, тогда, своевременен или нет? Ведь, если посмотреть на всю историю Вселенной и особенности эволюции, в ней, среди продуктов эволюции должно быть представлено все, что вообще эволюционно возможно и соответствует антропному принципу. При этом надо точно знать, где же после «Большого взрыва» находится человек и человечество в истории Вселенной. С этой точки зрения, вряд ли (по данным астрофизики) мы, люди, были первыми разумными пионерами-потомками самих продуктов этого взрыва. Скорее всего, где-то и кто-то родился раньше нас, и, поэтому более продвинут на шкале «разумности», и притом, существенно раньше нас. В этом же русле, находится предположение, что кто-то и где-то родился после нас (некие запоздавшие объекты). Если принять это все, то мир тогда будет наполнен объектами несовременными хотя бы по отношению к нам (если принять нас как за нечто современное само по себе, а также за нулевую систему отсчета времени). Являются ли они «несвоевременными», аномальными вообще, вот в чем вопрос? Здесь важно, видимо принять какую-то определенную шкалу отсчета и определить темп эволюции. Современная космология и астрофизика решают эти задачи (см.: Хокинг С. От большого взрыва…).
Еще римляне говорили: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», даже короче: «Лови день!» (Carpe diem). Фольклор всех времен и народов полон юмористическими и другими примерами, поучениями, как и что делать в свое время. К примеру, вдруг, неожиданное событие: «Как гром с ясного неба»; это и белорусское шуточное выражение о реакции бедного Филиппа, сидевшего по своим делам в высокой конопле. Его реакция на неожиданное появление чего-то или кого-то в этой ситуации выглядит смешно: «Выскочиу як Пилип с конопель»; это русское и украинское речение о том, чтобы не лезть раньше своего времени куда-то за чем-то: «Не лезь впереди батьки в пекло!»; это и армейское и карьерное стратегическое по смыслу пожелание по службе: «Вперед не забегай, сзади не отставай, и в середке не толкайся»; это и чисто карьерная парадигма: «Надо оказаться в нужное время и в нужном месте», и т.д. и т.п.
Большой англо-русский словарь, т. I. М., 1987. С. 800, 834; Большой словарь иностранных слов в русском языке. М.: ЮНВЕС, 1998, С.562, 63; Немецко-русский словарь, изд. 3-е, испр. И допол. М: ОГИЗ, 1947. С. 519; Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. – М., 1993; Необходимость и случайность. Киев: Наукова думка, 1988; Ожегов С.Н. и А.Б.Шапиро. Орфографический словарь русского языка. М., 1957, с.548; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1993, С.703, 821; Разумовский О.С. Экстремальные закономерности. Категории наибольшего и наименьшего. Новосибирск, 1988; Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Круглов Ю.Г. М., 1990; Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию. СПб: изд-во СПбГУ, 2005; Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М., 1990;.
О.С.Разумовский