Последующее - феномен и понятие, взятые в их всеобщности, характеризуют как бытие вообще, так и один из важнейших аспектов существования, бытия объектов разного рода, фазис их жизни в целом, их становления и развития. П. как нечто единичное, вместе с тем, - занимает определенное место в размещении множества упорядоченных по какому-то признаку элементов, в их ряду. Это элемент, идущий вслед за «здесь» в пространстве и за «теперь» во времени, - то, чего ещё нет. В целом, П. – это и этап дления и существования чего-то после настоящего, появление его после данного, наличного, и определенная перспектива бытия вообще, а также появления пространственной, временной и др. мер существования объектов любого рода. Смерть, катастрофа и т.п. прерывает всякую возможность существования некоего объекта, так что П. не будет.

П. всегда соотносится с предшествующим, в теориях пространства – с местоположением чего-то, со «здесь», а в теориях времени – с теперь. В этом смысле оно релятивно, подвижно, условно, и требуется ответ на вопрос «По отношению к чему?» это мы считаем что-то именно как П. Мы задаем этот вопрос, анализируя время, а также причинение как прошлое, изучая настоящее и будущее – как следствия. В этом смысле можно выделить «последующее прошлого», «последующее настоящего» и «последующее будущего».

Онтологическая основа П. - наличие бытия в мире как чего-то целого, его развитие и расчленен-ность на объекты в формах предшествующего и настоящего, общая активность всех объектов мира и, в частности, бихевиоральных систем - в пространстве и времени. Основой П. будет и существование у них у всех определенных свойств и состояний с их характеристиками, наличие факторов взаимодействия и детерминации объектов и явлений, диалектика возможного, действительного и невозможного, самодействие, и т.п.

В теории бытия элеатов (например, у Парменида) лишь «бытие вообще» вечно и неистребимо, ибо оно есть, и в этом смысле неподвижно. П - важное понятие темпорологии, где оно фактически – синоним понятия «будущего». Однако если понятие П. можно отнести к теориям бытия (онтологии), времени и пространства, то - в конкретном плане - его относят и к теории множеств в математике, и к идеям и понятиям теорий очередности, управления, операций и т.д. П. – это одно из центральных понятий в синергетике, эволюционике, теории фракталов и др., а также в более частных теориях очередности, управления и операций, в футурологии, историософии и др. Подчеркнем, что «будущее» – это частный феномен и понятие в сравнении с феноменом и понятием П., их разновидность.

Вопросы взаимосвязи друг с другом краевых мер сущности, размещения, существования и дления жизни объектов, целостностей самого разного рода – актуальные проблемы философской онтологии, теории познания, логики, методологии, аксиологии и науки вообще, теорий пространства и времени (темпорологии), теорий множеств, вероятностей и др. в математике, теории систем (системософии), в синергетике и эволюционике. Эти вопросы важны в социологии и культурологии, в науках о природе, человеке, обществе, исторических науках и др. Данное понятие - основа идей историзма, перфекционизма и прогрессизма в истории философии и науки, других научных дисциплин и теорий. С философской точки зрения его диалектической противоположностью будут понятия «предыдущего», «данного», «настоящего», и др. Понятие П. тесно связано с категорией развития.

В философской и научной литературе специальный анализ обобщенного смысла понятия П. мы, к сожалению, найти не сможем. Внимание здесь обычно концентрируется на категории будущего, теоретико-множественных аспектах математических последовательностей, или прикладных аспектах, как, это имеет место, например, в теории очередей (теории операций). В русском языке понятие П. трактуется как книжное, и означает оно «следующий после», «позднейший» (например, «Последующий ход событий» и т.п. См. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. с.585). У нас есть и такое понятие как «послезавтра», смещающее внимание с какого-то фиксируемого события на то, которое будет позднее, чем «завтра». В англ. яз. П. – following, next, во франц. яз. – derniers temps, etc. В принципе, можно было бы создать обобщенную общенаучную теорию, охватывающую все учение о последовательностях (theory of following) в общем, формализованном виде, по отношению к которой темпорология оказалась бы частной теорией. Однако этот вопрос в науке еще не получил своего разрешения.

Подчеркнем связь П. с феноменами становления и развития. Отметим, что развитие – это философ-ская категория, а также общенаучное и частнонаучное понятие. Они вместе отображают наши общие представления о закономерных и внутренне взаимосвязанных феноменах активности / пассивности, изменчивости / неподвижности, покое, устойчивости / неустойчивости, - мира и человека, их необратимых изменениях к наилучшему, совершенному как к чему-то П. Это - также наши представления об этапах изменений существования объектов и их структуре, прогрессе и эволюции, если они направлены к чему-то П., например, от старого к новому, от простого - к сложному, от низшего к высшему и новому качеству, к оптимальному состоянию и т.п.. В целом, понятие развития - одно из важнейших в различных философских теориях бытия (в онтологии) и гносеологии, в темпорологии. Именно развитие является основным предметом диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах последовательного развития природы, общества и мышления от данного состояния к П. через накопление количественных изменений, отрицание и разрешение противоречий. Анализ П. в контексте развития резко актуализировался теперь в связи с появлением т.н. «глобальных проблем современности» в виде проблемы устойчивого развития человечества и др., а также синергетики и эволюционики. Фактически, П. в его всеобщности – более общий феномен бытия, чем развитие. Наличие П. в масштабах бытия мира и материи – вечно.

Как феномен и понятие П. связано с природой его субстрата П., и мы можем различить П. в виде ряда форм и их групп: 1) форм П. в неорганическом мире, 2) в живой природе, 3) в человеческом обществе и, 4) форм мышления в головах людей. Вопрос состоит в том, является ли П. универсальным, хотя и неоднородным (многоаспектным, многоплановым, многоэтапным и т.п.) феноменом, процессом, или П. - это частное явление? На деле, в любых локальных системах не все развивается и идет к высшему качеству и совершенству как нечто следующее вслед за низшим и несовершенным. Существуют и одноплоскостные, простые переходы к П. Они реализуются посредством таких изменений, каковы сукцессии, настии, тропизмы, процессы вроде дрейфа генов, как застой, стагнация, регресс, катастрофы, разрывы П. с чем-то предшествующим. Это и скачки разного плана и характера и др. Так что, само П. в целом может быть как конечным, так и бесконечным, жизненным и бренным, как ограниченным и безграничным, как определенным и неопределенным, возможным (и вероятным), запрещенным (невозможным), линейным и нелинейным по форме, что связано с самой природой объектов. Для человека - в аксиологическом смысле, - например, П. может быть как максимально ценным и желательным, так и нежелательным, безразличным, без-ценным, - как нужным, так и ненужным, и т.п.

Но знание о П. у человека осуществляется посредством индуктивной логики, предположений, гипотез, предсказаний, предвидения, прогноза и т.п. В познании и управлении мы постоянно реконструируем, устанавливаем мысленно непредсказуемые пока, отсутствующие элементы в модели последовательности в рамках парадигмы П., моделируем фрагменты целого или объекты, их элементы, свойства, отношения и т.п. Онтологическая основа познания П. – не только наличие предшествующего и настоящего (бытия), не только общая активность объектов и, в частности, бихевиоральных систем в пространстве и времени, но и наличие у них собственных свойств и состояний с их характеристиками, детерминация явлений действительности, диалектика возможного, действительного и невозможного, самодействие и взаимодействие. В общей схеме темпорологии их череда линейна и однонаправленна:

предшествующее -> теперь -> последующее.


Заметим также, что «теперь» в темпорологии может пониматься не только как мгновение или что-то одномоментное, а как целый ряд, группа, скопление состояний и событий разного характера. Мы, к примеру, можем говорить (и историки часто так и делают) о целой эпохе как «теперь». Сама схема эволюции и П. для сложных самоорганизующихся и саморазвивающихся систем и сетевых структур, согласно синергетике, теории фракталов и эволюционике, может оказаться отнюдь не такой простой, как это показано. Напротив, она может оказаться прерывной и непрерывной, последовательной и циклической, поступательной и возвратной, линейной и волнообразной, однолинейной и ветвящейся, однолинейной и параллельной, со-бытийной - в пространстве и в самом длении существования.

В философской теории бытия, как известно, различают бытие во всеобщем смысле как (1) наличное бытие, как саму действительность, существующее и как (2) данное, именно, - определенное бытие предметов, тел, вещей разного рода, любых объектов вообще. Вместе с тем, в философии Августина Блаженного настоящее, а, значит, и теперь суть все бытие: в мире нет прошлого, а есть только настоящее или теперь. В философских концепциях, которые считают «теперь» (настоящее) всего лишь мигом, чем-то исчезающе малым моментом бытия, теперь фактически не имеет смысла: здесь никакого «теперь» нет. Прошлое уже исчезло. Есть только П.! В релятивистской физике оно тесно связано со специальным понятием «событие», которое в четырехмерном абстрактном «пространстве событий» выражается точкой с координатами (x, y, z, t). В ней пространственные координаты отображают пространственное положение события, его поместность (спатиальность), а координата времени t – наличие какого-то изменения, события сейчас, как теперь. Их цепь, то есть предшествующее -> теперь -> последующее образует т.н. «мировую линию» событий, предельной геометрической формой которой будет геодезическая линия (т.е. кратчайшая из всех возможных, экстремаль). Но в обыденном, практическом мышлении «событие» – это и нечто, происходящее «здесь» и «сейчас». Оно может быть и кратковременным, и имеющим какое-то дление. Мы, ведь говорим «сей - час». В русских северных говорах есть даже такое слово как «сейгод» (то есть этот год), и т.д.

У бихевиоральных объектов разного рода, у человека, в частности, в понимании П. прослеживается действие феномена надежды, способности человека к реконструкции и планированию возможного, к рефлексии и саморефлексии. Стремление к анализу П. по сути - конкретное проявление у данных систем поисковой активности, избирательности, целеполагания, выбора и опережающего отражения действительности. У человека оно сопряжено как с субъективным ощущением неполноты, зыбкости и неопределенности своего существования в данный момент времени, как с элементами страха, алармизма, так и с надеждой, с поисковым действием, направленным в прошлое, настоящее и будущее, с продуктивным воображением и фантазией, с предвидением. Представление о П. в последнем из них опирается всегда на относительно полное знание прошлых и настоящих потенций, способностей, характеристик, ресурсов и условий - как у себя, так и у других. Заметим, знание о П. – это не любые фантазии и догадки насчет будущих, вообще, не известных событий и состояний объектов самого разного рода, а утверждения обоснованные, подтверждаемые на самом деле, в опыте.

Знание о П. реализуется в представлениях о многомерных, функциональных пространствах. Факты существования П. могут превратить простое ожидание будущего в уверенность, что нечто индифферентное, желательное или нежелательное имели место, они есть сейчас или наступят рано или поздно - с необходимостью. Фактически, человеческий интерес к П. направлен в пространство возможностей, в том числе ради экзистенции (благ, возможных условий жизни, существования) и для действий, деятельности вообще (в пространстве возможных действий). Собственно говоря, перед нами два вида единого пространства. Представим их, как это делают в математике, в виде совокупностей точек, отображающих все возможные состояния, условия и действия. Будем учитывать их значения с учетом времени в форме значений (0), (+) и (?). Они таковы с точки зрения субъекта деятельности, который может это сделать под углом зрения своих шкал ценности. Время здесь должно быть взято как некое существующее изменение. Тогда, формально, все возможные состояния разместятся на плоскости в каком-то из квадрантов. Субъект деятельности должен быть взят обобщенно, а не как только индивид. Современная наука располагает уже эффективными средствами анализа поведения сложных многопараметрических систем. К ним относятся прикладная теория нечетких систем, паранепротиворе-чивая логика, теории управления, статистика, экспертные оценки и др.

С точки зрения теорий очередности, П. – это всегда следующий по порядку элемент в череде состояний и событий в рамках жизни какого-то объекта, бренного по своей природе, следующий вслед за данным, фиксированным событием и состоянием. В этом смысле П. релятивно, относительно. Но это также и абсолютный элемент по своему значению как в смысле отношения его к началу отсчета, так и в самом существовании вечного в принципе абсолютного бытия. Если бы вдруг возможность появления П. исчезла бы, то тогда исчезла бы как возможность бытия, так и само наличие абсолютного и конкретного бытия. Они бы исчезли немедленно. Часто, очередь, очередность, предшествующее, настоящее и П. принято представлять как обыденные понятия. Между тем они, а также понятие последовательности – суть и общенаучные (например, темпорологические, математические, системологические, эволюционистские и др.) и частнонаучные понятия. В форме специальных научных понятий они - основные в теории расписания (Scheduling theory), которая занимается разработкой методов оптимизации оперативно-календарного планирования и деятельности действий человека, а также различных человекодеятельных систем. Они также специальные понятия в более широких по смыслу теориях деятельности, действий, таких как теории управления, операций, особенно в ее разделе – «теории очередей» (Queueing theory). В ней описываются разнообразные процессы и действия в экономике, связи, здравоохранении и других областях, такие как погрузка – разгрузка кораблей в портах, обеспечения торговых сетей товарами, распространения товаров посредством деятельности коммивояжеров, обеспечения работающих необходимыми материалами и инструментами, покупателей в больших магазинах, кассах и т.п. В целом, перед нами как объективные реальные феномены, так и идеальные объекты, понятия, модели и схемы действий и операций в рамках прошлого, настоящего и будущего.

Понятие П. можно отнести и к танатологии, так как оно коррелят феноменов и понятий «кончины», «предела» и «смерти» как чего-то, следующего за жизнью. Противоположными будут тогда понятия «начала» и «конца», постоянно употребляющиеся и на уровне обыденного мировосприятия и мышления. Фактически же они оба должны играть ключевую роль в теориях пространства и времени (в темпорологии) как определенные системы отсчета. Они относятся, как мы видели, не только в проблематике мерологии как теории меры (где они являются ее субкатегориями), а имеют значительно более широкий смысл.

Способность познать или хотя бы угадать П. – это одна из основных способностей рассудка, разума, чувств, интуиции и настроений человека. Она – условие жизнеспособности человека и всех живых систем (у них у всех – у бихевиоральных систем – эта способность заложена в природных программах и алгоритмах поведения и реакциях на внешнее воздействие и внутреннее состояние). При этом у всех людей существует тройственная шкала ценности прошлого – настоящего – будущего как П. В ней, в этой шкале, как правило, прошлое менее значимо, чем настоящее, потому что прошлого уже нет, настоящее чрезвычайно актуально, а П., будущее, более весомо чем прошлое, но не на столько, как настоящее. В конкретных условиях существуют различные отклонения из этого правила, связанные с субъективным пониманием всего этого комплекса, а также с ситуативным и конкретным восприятием действительно-сти. Но человек всегда задает себе и другие вопросы: «А что же за этим следует?», «Что меня ждет?», «Что я хочу?», «Что мне делать?». В свое время эти и другие вопросы впервые ясно сформулировал И.Кант. Это вечные вопросы человеческого бытия.

Литература

См.: Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973; Бестужев-Лада И.В. Предвидение научное. Прогнозирование // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С.524, 533-34; Бряник Н.В. Язык науки как система // Семиотические аспекты научного познания. Свердловск, 1981. – с.31-36; Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. М. 1984; Грюнбаум А. Философские вопросы пространства и времени. М., 1969; Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской традиции. М., 1986; Левич А.П. Субституционное время естественных систем // Вопросы философии, 1996, № 1; Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977; Огурцов А.П. Бытие // Философский энциклопедический словарь. М., 1983; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993 – С.296; Юдин В.Г. Развитие // Философский энциклопедический словарь. М. 1983. – С.561-62; Razurnovsky O.S. Problem of time in Physics and Cosmology// Diotima, v. 21. Paris, 1993, The Nature of Time. T.Gold and L.Schumacher (Eds). Ithaca, 1967; etc.

О.С.Разумовский