Вчера – обыденное понятие, обозначает в хрональном смысле ситуации, которые обозначают то, что было, имелось, это – намедни, накануне, то, что раньше, уже состоялось, произошло, было перед теперь, перед сегодня, до настоящего дня (т.е. то, что связано с нашим календарным отсчетом времени) и т.п. Мы не будем здесь вспоминать диалектные обозначения В., такие как «надысь» в орловско-брянском говоре. Вообще, это понятие обозначает то, что было до настоящего, в-принципе, – это нечто предшествующее настоящему любой природы – материальной, идеальной, информационной и др. В. отображено, к примеру, близкими к нему понятиями и выражениями: «до этого дня», «недавно», «не сейчас», «ещё тогда» и др. Соответствующее прилагательное – «вчерашний».

Грамматически, в русском языке В. конкретно выражается глаголом «было», по-англ. – «was», по-франц. – «été», по-нем. – «war» и др. Понятие В. может употребляться в конкретном контексте как то, что противостоит «сейчас» и «теперь», а может обозначать в обыденной речи, в литературе, в науке и целую эпоху, определенные период времени, в том числе историческое: «Я вчера опоздал на занятия» и «А ты тогда ещё под стол пешком ходил» или «Вчера полеты в Космос были невозможны, мы в то время в России пахали землю сохой», и т.п. Язык же научного отображения онтологии и проблем познания сущности времени, включая «настоящее», отличается бóльшей адекватностью, определенностью, однозначностью, точностью и строгостью в употреблении, чем естественный. К антиподам понятия В. можно отнести все, что «не-вчера», к которому в обыденном мышлении принадлежат прежде всего «теперь» и «завтра», а в философском смысле - настоящее и будущее.

На языке обыденного, практического мышления В. наряду с другими встраивается в хрональных отношениях, симметричных к «теперь», в цепочку:

Вчера [намедни, накануне, что уже состоялось, произошло, было, перед сегодня, до настоящего дня] → теперь → завтра.

«Теперь» здесь играет роль оси симметрии. Симметричность В. к «теперь» подтверждается наличием, например в русском языке, понятия «позавчера», то есть, того, что было перед В. Здесь просматривается модель числовой оси с началом отсчета в точке «теперь» как нулевой точке, влево от которой В. и «позавчера» имеют как бы знак минус. Аналогично, вправо от «завтра», после него - в русском языке - выделяется как феномен (как некое событие) и понятие «послезавтра». Расположены они оба на той же оси, где соответствующие точки имеют знак плюс.

В данной схеме В. чаще всего реально определяет характер «теперь», детерминирует его, хотя это и не обязательно так. Все зависит от конкретных механизмов порождения одного другим, плотности событий, а также тесноты связи. В. может определять «теперь» в общем случае с некоторой вероятностью. Последняя в специальных случаях (например, в науке и технике) изучается особо, она и описывается специальными средствами теории вероятностей. В том факте, что у понятия В. много синонимов, отображается обычная для естественного языка потребность (в рамках обыденного, практического мышления и речи) в многозначности. Она хорошо известна, в частности, в проблематике герменевтики. Её продолжением являются различные грамматические формы прошедшего времени естественного языка.

С точки зрения философии В. выражает факт бытия, точнее, его прошлый, а, именно, «имевший быть» факт: тогда, прежде, до сегодня, перед теперь, до данного момента. В нем выражен факт и конкретного прошлого существования, и бытия вообще, или же их аспект, сторона, характеристика чего-то, какого-то объекта, процесса, вещи, его качества, состояния, свойства и др. Строго говоря, В. можно считать частью предшествующего, темпорально ближайшей к «теперь» и настоящему. При этом предшествование как понятие отображает определенные состояния и положения каких-либо объектов и др. (кого-нибудь или чего-нибудь) на основе категорий и понятий пространства, времени, порядка, размещения, на основе других понятий философии и науки - в последовательности (в множестве, в группе, в ряду и т.п.) других объектов и их характеристик. В регулярных и периодических процессах В. является относительно повторяющейся их стороной; как сказано в «Экклезиасте»: «Солнце всходит и заходит, и ничто не ново под луной».

В философии Августина Блаженного В. заключено в настоящем, а, значит, и оно суть все бытие: в мире нет прошлого, нет В., а есть только настоящее. В философских концепциях, которые считают В. (прошлое) навсегда исчезнувшим, В. фактически не имеет смысла: здесь никакого В. нет! О нем сохраняется - в рефлективных системах - только память о прошлом. Между тем, гносеологически, в сознании и познании человека нет ничего более определенного, устоявшегося сверх того, что было в прошлом. Мы лучше всего знаем лишь то, что уже бывало, что состоялось и произошло. Благодаря способности нашей памяти забывать мы чаще всего помним и знаем особенно хорошо то, что произошло сравнительно недавно, особенно, если это было В. «Теперь» же для нас в повседневном познании еще малопонятно, оно неопределенно, а «будущее» ещё больше.

В теории относительности широко применяется обобщенное пространство Минковского, которое тесно связано со специальным понятием «событие». Это последнее выражается точкой с координатами (x, y, z, t), а их совокупность образует четырехмерное абстрактное «пространство событий». В нем пространственные координаты отображают пространственное положение события, его поместность (спатиальность), а координата t – наличие какого-то изменения, события, которое указано на оси времени порядковым числительным. Среди них могут быть и В. и «сейчас» (как теперь). Их цепь образует т.н. «мировую линию» событий, предельной геометрической формой которой будет геодезическая линия (т.е. кратчайшая из всех возможных, экстремаль). Так же точно и в обыденном (практическом) мышлении «событие» – это происходящее «здесь», но это могло быть «вчера», может быть и теперь. Оно может быть и кратковременным, и имеющим какое-то дление.

В темпорологии аналоги В. - понятия «до сегодня», «перед теперь», «до данного момента» и др. Здесь, так же, как в обыденном мышлении, признается возможность как «моментности» существования чего-то, так и дления настоящего. Существуют формализованные способы отображения такого дления, относительности его (вроде систем отсчета времени и кординат) и соотносимости с моментностью событий. Вообще, в рамках темпорологии должны присутствовать и философские, и общенаучные, и особые темпорологические понятия, а также обыденные. В ней «время» философское, и общенаучное, и специальное понятие. В темпорологии обозначенная выше схема времени может, например, выражаться в ее терминах так:

прошедшее [предшествующее] – настоящее – будущее.

В естественных языках формы грамматического выражения прошлого и В. – глаголы в «прошедшем времени» (лат. Praeteritum ). В них указывается, что ситуация, о которой говорится, предшествует моменту речи или другому моменту, мысленно приравниваемому к этому моменту. При этом в русском языке, например, выделяется повествовательное прошедшее (нарратив), и неповествовательное, актуальное прошедшее время. В последнем случае (имперфект) говорится о событиях прошлого, которые по своему значению и последствиям важны для настоящего. Прошедшее можно выражать и описательными конструкциями, и специальными грамматическими формами, как в романских языках, древнеславянском, современных болгарском, албанском, турецком и др. языках.В современном русском и большинстве славянских языков формы прошедшего времени на протяжении истории упростились за счет утраты перфекта, аориста и плюсквамперфекта. Перфект превратился в универсальное прошедшее время, дифференцируемое только по виду: здесь функционально в совершенном виде перфект соответствует аористу, перфекту и плюсквамперфекту, а в несовершенном чаще всего имперфекту и др (см. Маслов Ю.С.).

Литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской традиции. М., 1986; Маслов Ю.С. Прошедшее время // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – С. 403-04; Огурцов А.П. Бытие // Философский энциклопедический словарь. М., 1983; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

О.С.Разумовский