Время [ноумено - феноменологическая концепция]. Согласно ей, В. - это позитивный ноумен, то есть нечто умопостигаемое, отображаемое, например, понятиями течения, прошлого, настоящего, будущего, необратимости, направленности и др. Термин "ноумен" можно обнаружить у И.Канта как синоним "вещи в себе". Однако мы признаем, что "вещь в себе" может стать "вещью для нас". Понимание В. в данной концепции связано с понятиями реляционности и отношения. Эта концепция - реляционная. Ум наш обобщает в понятии В. феномены, то есть чувственные, перцептуальные сущности, относящиеся к изменениям самого разного рода, то есть события, смену состояний, перепады разнообразия и др., а также смену параметров состояний в многообразиях самого разного рода, включая чувства, настроения, фантазии, образы, формы, сигналы и информацию, физические процессы и т.п. Термины "ноумен" и "феномен" были широко распространены в философии до XX века. Суть ноумено - феноменологической концепции В. (НФКВ), которую развивает с 1991 г. О.С.Разумовский, в том, что В. как физической сущности нет. Ни один физик или другой ученый его еще не измеряли. То, что называют теорией времени в физике - это теория часов (хотя специальной теории часов до сих пор еще не создано).
Согласно НФКВ, реально существуют лишь материя, ее движение (изменение), взаимодействие (вообще - отношение) и идеальное (как феномен, проявление активности рефлексии и функция сложных бихевиоральных систем высшего уровня). Пространство, которое признается обычно фундаментальной сущностью, - это проявление конфигураций, отношений и положений элементов выше названных сущностей - основ мира, - результат взаимодействия (отношений) их выделенных конечных систем и подсистем. В. - это всего лишь имя, понятие для обозначения изменения вообще, то есть в сущности его синоним. Поэтому, В. - некий ноумен, по смыслу такой же как "плод" вообще или "дерево" вообще. Он в НФКВ отображает не статику, а динамику, движение, отношение одних феноменов к другим в их измении с помощью ноуменов. При этом подходе (в отличие от номинализма) не отрицается наличие смысла у общих понятий. Если такой подход к сущности и смыслу В. принять, то необходимо переформулировать многие положения науки, а также смысл, цели и направленность определенного круга исследований, так как употреблять термин "время" зачастую стало бы и не нужно, как не нужно было бы проводить соответствующие опыты, точнее, им не надо было бы придавать прежний и привычный смысл. Это произошло бы за счет соответствующего изменения семантики терминов, а также постановки исследовательских задач и их формулировок. Данная трактовка сущности В. близка к той, которую развивал Гёдель, то есть, что В. субъективно и, в известном смысле, В. - это иллюзия сознания. Правда, субъективно при этом как наше восприятие изменений вне нас, так и и в нас самих. Сказанное относится не только к человеку, но и ко всем бихевиоральным системам (системам живой природы, обществу, человеку и к смешанным или гибридным системам вроде экологических, человекотехнических и др.).
Дело в том, что наши понятия об изменении, в основе которых лежат перцепции, - еще более изменчивые и подвижные, чем логика мышления, "феномены". В этом смысле В. - лишняя ноуменная сущность науки, теоретического мышления и описания, к которой необходимо применить "бритву Оккама". Фактически, с точки зрения НФКФ, нет необходимости говорить о том, что В. имеет сложную структуру, что оно обратимо, может ветвиться и т.д. и т.п. Реально и объективно, сложную структуру имеют изменяющиеся объекты материального и идеального присхождения, они относительно обратимы и необратимы, их изменение может протекать путем ветвления и повторов (фрактальные процессы) и т.п. Его течение - проявление второго начала термодинамики (принципа возрастания энтропии). Но все это неизбежно укладывается в человеческом мышлении в жесткую логику понятий, в логику причинного ряда, отношения форм и сущности процессов и т.п., - как в Прокрустово ложе. Само понятие В. обязано своим появлением в нашем мышлении (как ноумен) и в человеческой культуре свойству сознания, опирающемуся на память, строить не только абстракции, но также и обощенные "облики" сложного. Позади понятия В. не только феномены пространства (о чем писал в своих "Исповедях" Августин Блаженный), не только причинность (о чем писал Кант, а затем и Гёдель), но и решительно все феномены не только физической (в широком смысле) реальности, но и человеческого духа, его мышления и логики.
Вообще, создать полную теорию или концепцию В. - значит создать теорию изменяющегося мира или, хотя бы, относительно полную картину такого мира и также нас самих, наших чувств, нашего мышления и логики. Фактически, - это сверхзадача для человеческого познания.
Подчеркнем, что позади образа В. или его "облика" - образ реки, ее течения. Мы создаем его через культуру. Представляется, что не только чистая ментальность с ее идеей причинного ряда, но и образное видение динамики мира, как это проявляется затем в искусстве, особенно современном (кино, телевидение), безусловно ответственны за создание понятия В. Преходящее и направленное сущее здесь отображается как некий поток, течение. Наука разделяет точку зрения, что мир бесконечен и неичерпаем по своим свойствам. Но поскольку все о мире (и о себе) мы не знаем и никогда не узнаем, то тогда мы не знаем и никогда не узнаем, что такое В. до конца.
Для НФКВ принципиальное значение имеет выделение относительно независимых рядов событий в духе представлений о независимых рядах А- и В- Мак Таггарта. Принципиально также, особенно для теории часов, выделение понятий "со-стояние" и "со-временность". Логично выделить ряды "со-стояний" (определенных событий) так:
1) А-ряд - как изменение состояний реальности (материальной, перцептуальной, ментальной); 2) В-ряд - как ряд перцептуальных изменений состояний, коррелирующий с рядом А, но не тождественный ему, относительно независимый, опирающийся на перцептуальную память; 3) С-ряд - как ряд ментальных измений состояния по поводу А-, В-, С-, D-рядов (осознанное В. и осознание этого осознания), то есть ментальная рефлексия на базе ментальной памяти; 4) D-ряд - как изменение состояний в "часах", в роли которых могут выступать как выбранный из А-ряда и принятый за эталон конкретный А-ряд (его пожно назвать "под-ряд"), так и - в историческом смысле - элементы (или "под-ряды") из В-рядов и С-рядов; 5) Е-ряд - как логика течения В. (наподобие течения реки), то есть некая абстракция, которую люди обозначили как "время", построенная одномерно, линейно от прошлого к настоящему в будущее на базе логики рефлексии причинности и отражения всех предыдущих рядов.
Заметим, что А-, В-, D-ряды содержат всевозможные процессы: регулярные, стохастические, ветвящиеся, спорадические, мерцающие, периодические, последовательные, параллельные, обратные (возвратные), разрывные, разрежения, уплотнения, катастрофы и т.д. и т.п., так как все это - изменения состояний. Е-ряд, благодаря памяти, относительно стабилен, инвариантен. Это - логическая модель мира, точнее, картина изменений в мире и в рефлектирующем существе (вообще - в бихевиоральной системе). Однако обратим внимание, что общее течение событий в целом может быть здесь описано (и описывается) принципами наименьшего действия и другими экстремальными принципами в интегральных формулировках (в виде определенных интегралов). Это, например, очень отчетливо выражено в знаменитом принципе кратчайшего времени П.Фермa.
Среди важных проблем НФКВ - проблема одновременности существования систем. В этой связи обратимся к идее иерархически организованного природного мира, частично отображенного в приведенных выше рядах. А-ряд в свете данных науки расщпится на изменения в Космосе, Галактике, нашей звездной системе, Солнце и т.д. Ясно, что космологическое В. и есть собственное В. Космоса. В силу его фундаментального положения (как это предлагал Гёдель) не будет ли правильным считать его "абсолютным временем" в смысле Ньютона? Но не будет ли оно также и моим, нашим, человеческим (в смысле всей жизни и истории) и т.п. "со-временьем" по отношению к жизни Космоса, Галактики, звездной системы, Солнца, Землм ?. В этом плане, все эти "времена" в смысле Августина Блаженного суть настоящее. Спускаясь по лестнице иерархии систем (и масштабов) от космической системы до себя, мы получим вложенные друг в друга наподобие матрешки "со-временья". Конечно, при этом надо воспользоваться интервальным подходом, так как все эти времена суть интервалы изменения, длительности существования, это - разности значений сущностных характеристик иерархически расположенных систем, их параметров состояний, включая материальные, энергетические, пространственные и др. К их числу относятся также и мировые константы.
Можно предположить, что перед нами не просто реализация принципа матрешки, а причинно, функционально или хотя бы корреляционно связанные интервалы - "времена" систем разного уровня. Заметим, что в такой модели все виды "времен" суть дления, а не мгновения. Последнее - просто вырожденный случай дления.Тогда сущность настоящего в ключе известной концепции времени Августина как настоящего, приведенная к представлениям о "со-временности" систем, может прояснить процессы отелесивания и перехода существования в пространственные конфигурации всего возникающего. Некие данные состояния при этом исчезают, они заново или иначе структурируются, превращаясь, в частности, в пространственно организованный мир "со-временного". Нас повсюду окружают такие предметы и конфигурации вещества и полей. Шпенглер не случайно говорил о прожитом человеком как пространстве (Шпенглер А. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность. - Новосибирск, 1993). Смысл сказанного еще более проясняет тот факт, что повсюду возможна и реализуется преемственность и повторяемость. Она тогда получает обоснование как проявление феноменов "настоящего" и "со-временности". На повторяемости основаны все наше производство и быт, наука и культура, просто жизнь во всех проявлениях. В этом смысле мое и наше "настоящее" почти полностью нагружено прошлым (как настоящим), хотя и не целиком, так как при этом исчезают (точнее трансформируются) какие-то элементы, их конфигурации, связи и отношения вообще, некоторые условия, возникают какие-то новые. Меду тем, все ремонтное дело, которому люди посвящают так много внимания, есть непрерывные контрдействия против нарушений прошлых конфигураций элементов и их отношений во всех смыслах. Все серийное производство в индустрии опирается на принцип сохранения прошлого, такова же и агрикультура, большинство элементов духовной жизни (например, язык), наконец, генерации новых поколений живого, повторяющих по законам наследственности характеристики предковых форм и т.д. Все это - прошлое в настоящем, в со-временности. Данный принцип господствует в эксперименте, в культуре, в образовании и воспитании поколений.
Во всех этих коллизиях нет ничего, кроме указанных выше возможностей сохранения и изменения, на что можно было бы повлиять так, как будущее. При этом сразу же возникает вопрос о том, каково же оно будет. Это вопрос о предвидении. Он и легок, он и труден, так как во все наши рассуждения вмешиваются две вещи: 1) масса случайного, порождаемая необходимой или объективной стохастичностью и хаотичеостью многих объектов, вроде молекулярного газа, либо непредвидимыми нами пересечениями рядов событий и состояний систем; 2) многопараметричностью и многофакторностью сложных систем, которые лишь постепенно снимаются в познании на практике, например, с помощью компьютеров.
Тем не менее, с точки зрения НФКВ будущее предвидимо, мы можем совершать путешествие туда, опираясь на знание настоящего и прошлое настоящего (в смысле Августина), поскольку: 1) будущее суть настоящее, иначе - будущее заключено в настоящем; 2) эта "заключенность" состоит в том, о чем уже говорилось. Поэтому, учет всего наличного, а также 3) учет всех инноваций и их совершение ("делание будущего") - это условия осмысленного путешествия в будущее. Между прочим, из этого вытекает суть метода экстраполяции и др. И мы на деле находимся каждый миг в будущем (то есть в настоящем). Ситуация в целом не выглядит безнадежной, хотя слабый ум каждого из нас в отдельности в сложных случаях, конечно, пасует. В целом здесь надо признать, что нельзя абсолютизировать древний тезис Гераклита: "Все течет, все изменяется". Он, в свете концепции "со-временности", относителен, условен. Но неверно, что все неизменно!
Точка зрения, близкая НФКВ, была развита в работах русского математика и философа, жившего на рубеже XIX - XX веков, Митрофана Семеновича Аксенова. ОН создал так называемую "метагеометрическую философию", в которой смысл времени, геометрии и физики соотнесен с познавательными способностями субъекта. Характерно название одной из его последних работ: "Нет времени. Популярное изложение основных начал метагеометрической философии" (М., 1993. О нем см.: Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. - М., 1995. С. 17-18).
Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность? (Взгляды К.Гёделя и вслед за ним) // Полигнозис, 1998, № 1. - С. 35 -47.
Razumovsky O.S. Problem of Time in Physics and Cosmology // Diotima, v. 21. - Paris, 1993.
О.С.Разумовский