Лаборатории-кафедры
Copyright © 2001
All rights reserved.

Формирование образа времени в искусстве - математический аспект

Любая научная разработка начинается с формирования интуитивного образа изучаемого предмета. Поэтому на ранних стадиях исследования особенно велика роль здравого смысла, основанного на непосредственном опыте, и искусства, выделяющего в обостренной форме наиболее существенные черты интуитивных представлений и субъективных ощущений, связанных с проблемой. В дальнейшем, роль здравого смысла уменьшается, уступая место расчетам моделей, выверенных на экспериментальном материале. Однако влияние искусства на науку остается сильным, помогая активизировать и направлять интуитивный поиск.

Изучение времени, как самостоятельного объекта науки находится на сравнительно ранней стадии. Поэтому особенно важно уловить те нюансы интуитивного образа, которые улавливает художник. Язык искусства нацелен на восприятие через чувства и эмоции, а не на логическое мышление. Но его общедоступность делает его иногда предпочтительным, если надо уловить суть дела, увидеть "лес за деревьями".

Переход от произведений искусства к научным описаниям и математическим моделям происходит через анализ, вскрывающий внутреннюю логику художника, иногда скрытую от него самого. Превращение художественного образа в научное понятие процесс опасный с точки зрения искажения смысла при переходе на другой язык. Но именно преодоление этого разрыва может дать новые неожиданные идеи и психологический скачок во взгляде на предмет исследования.

В этом разделе собраны работы по логико-математическому анализу пространственно-временных образов в литературе, живописи, музыке и других видах искусства.

Наверх