А. Костерин

Поиск истины


Истина дарована всякому, но никто её не знает. Всем не хватает слов, чтобы её выразить. У каждого есть своя частная система символов, обусловленная его опытом, условиями существования и образованием. В этой доступной ему системе символов каждый из нас пытается выразить, т.е. осознать истину. Но есть и общая система символов, обезличенных и объективированных – это достояние науки. Причём, объективация идёт двумя путями. С одной стороны – это описание конкретных процессов, т.е. отношений между объектами, объединёнными в группы по какому-то набору признаков. С другой стороны – это математизация, т.е. извлечение однотипных отношений для неопределённо больших групп объектов.

Научные описания всегда описывают конкретные предметы и условно выделенные отношения между ними. Справедливо, поэтому, утверждать, что они порождаются методами и приборами, зависят от них. Поскольку отношения между объектами научных описаний выделены условно, то и применимость науки ограничена. Она только соотносит одни объекты с другими, т.е. измеряет и подсчитывает как они связаны между собой. Но, всё-таки, научные описания заключают в себе часть истины – они, в определённых границах, правильно описывают отношения между объектами. Правда, о самих объектах, об их сути, наука говорит очень мало. Она не может, например, выразить переживаемую мной реальность: ласковое солнышко коснулось моих век. То есть наука изучает способы воздействия предметами на другие предметы, она является средством переделки мира, а не познания его.

Что же такое познание? По-моему – это формирование набора символов, в наилучшей мере выражающего данную каждому из нас истину. Символы нашего сознания формируются нашим жизненным опытом. Поэтому вся наша жизнь является познанием. Можно сказать, что всякая жизнь имеет две стороны: выживание и накопление опыта. Причём, первое не является самоцелью, оно подчинено второму. Именно, выживать, чтобы накапливать опыт, а не наоборот! Рациональный ум обманывает нас, говоря, что опыт нужен для обеспечения гарантированного выживания. Такое понимание цели развития приводит человека к самоограничению в познании, а в жизни – к индивидуальному и видовому эгоизму. Это тупик, обусловленный самообманом, неверным пониманием цели и блага. На самом деле, в человека и в человечество заложено изначальное стремление к познанию истины.

Бесспорно, накопленный опыт даёт нам и нашим потомкам устойчивость и свободу. Опыт – это информационное богатство, но накопление опыта должно быть правильно сориентировано относительно истины, чтобы способствовать её выражению. Сверхзадача накопления всех возможных знаний о мире, всего материального и духовного творчества, состоит в познании истины. Это начинает понимать всякий человек, поднявшийся выше удовлетворения животных потребностей, человек с пробуждающейся душой.

Для того, чтобы приближаться к истине, нужно верить, что она существует. В жизни, во всех делах, нужно не упускать из виду, что всё, чему мы отдаём свои силы: богатство, красота, знания – суть средства, а не самодостаточные цели. Средства не должны подменять собой действительную цель – поиск истины, напротив, мера используемых средств должна определяться, исходя из этой цели.

Но, что есть истина? – пора ответить на вопрос Пилата, который был для него неразрешим. – Если коротко сформулировать рациональное понимание истины, то это полное знание о бесконечном мире. А по сути – истина есть Бог. Это одна из Его сущностей, которые Он открывает человеку. Вера в Бога делает осмысленным существование всякого человека. Но вера не должна подменять Истины, я имею в виду, что религия не должна подменять собою Бога. У каждого человека, у каждого народа свой путь, который не может быть универсальным в силу того, что каждое сознание, каждый тип мышления вкладывает в символы своё понимание.

Итак, вот моё кредо:

Истина есть повсюду в нашем мире во всей полноте – Вселенная разумна. Бог не тождественен созданному Им миру, Его создания свободны. Но Он присутствует в каждой его точке.

Истина – это Бог, Он живёт в каждом из нас и нужно всегда стремиться осознать Его в своей душе, чтобы приблизиться к Истине.

Остаётся ответить ещё на один вопрос: А выразима ли Истина для человека? – Думаю, она бесконечно выразима! В этом состоит Чудо, доступное каждому из нас!

Апрель 2003. Нюрнберг.