|
М.Х. Шульман (
shulman@dol.ru
,
www.timeorigin21.narod.ru/)
Во вторник 9.10.2012 на заседании Российского междисциплинарного семинара по темпорологии (www.chronos.msu.ru) состоялась презентация на тему “Архетипы и архитектура времени”, основанная на книге Ольги Аст (Нью-Йорк, США) “Спасаясь от небытия”, изданной в 2009 году в Нью-Йорке. Английский текст книги отредактирован Юлией Друк. Во введении к своей книге О. Аст пишет: “Наши знания о вселенной фрагментарны. Мы связываем их с различными науками, математикой, изобразительными искусствами, музыкой, литературой (в том числе поэзией), религией, философией и т.д. Все эти дисциплины выработали свои собственные языки для изучения и описания вселенной. Даже в пределах одной дисциплины каждый эксперт создает свой собственный жаргон. Мы пришли к ситуации, когда специалисты из различных областей – и даже из одной и той же области – с трудом понимают друг друга (а иногда и совсем не понимают)... Представленная совокупность четырех эссе является попыткой междисциплинарного подхода к проблеме времени, и посвящена тому, как время воспринимается, изучается и объясняется с разных точек зрения, в рамках различных выводов. Эти эссе посвящены времени, как оно воспринимается, изучается и объясняется с разных точек зрения, в рамках различных выводов. Понятие времени рождалось и возрождалось в процессе человеческого бытия, в качестве предмета различных аналогий, метафорических и метафизических ассоциаций. Я пишу об этих разных интерпретациях, не давая им оценок; так несколько источников света подчеркивают различные детали общего рельефа.” Книга написана так, что проще прочитать ее (даже на английском языке), чем подробно пересказать. Лучший способ понять, о чем книга, какие образы, темы и мысли интересуют автора – это познакомиться с ее оглавлением. Первое эссе называется “ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ” и состоит из следующих разделов: • Визуальная метафора• Время как часы • Время как песочные часы • Время как река • Время как стрела • Время как окружность • Уроборос (змей, пожирающий свой хвост) (см. на wikipedia и sigils.ru) • Время как траектория • Время как океан • Время как зеркало Второе эссе “В ПОИСКАХ ОТСУТСТВУЮЩЕГО ВРЕМЕНИ” включает следующие темы: • Воспринимаемое и невоспринимаемое • Парадокс близнецов • Космический объект • Два типа информации • Преобразование информации • Структурированное пространство • Время как мера сопротивления • Время как мера изменения • Манипуляция коэффициентом информационного изменения • Время как коэффициент информационного изменения В третьем эссе “ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФОРМ” имеются такие разделы: • Время как страх • Время как чувство • Время как память • Время как абстракция • Время как линия • Время как четвертое измерение • Наиболее общая форма во Вселенной • Эволюция форм • Чувство направления • Форма как послание • Направление как повторяющаяся закономерность • Любовь к прямой линии • Преимущества и недостатки • Время как стремление • Время как форма Наконец, последнее эссе “КОПИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА” посвящено мысли о том, что течение времени связано с последовательной репликацией пространства и элементов вселенной, и содержит разделы: • Время как движение • Время как система отсчета • Репликация как система отсчета • Репликация как принцип • Время как чувство • Темп репликации • Время как репликация • Время как эволюция • Сущности как результат копирования • Репликация как свобода • Время как код • Время как коммуникация • Время как зеркало • Время как ритм В своей книге Ольга Аст прибегает к визуальной метафоре, как к первому шагу к познанию объекта, перехода от конкретного изображения к обобщенному образу. Она демонстрирует читателю нескончаемый ряд таких метафор: время у нее – это и многообразие часовых механизмов, и река (как течение воды, но и как граница между Жизнью и Смертью, пересекаемая лишь Хароном), и безбрежный океан, и прямая стрела, и круг, и Розеттский камень с иероглифами, и уроборос – змей, пожирающий свой хвост… Неожиданная и в то же время очевидная визуальная метафора – световой конус событий в пространстве-времени, интерпретируемый как песочные часы. Яркий видеобраз в книге – это репродукция картины Рене Магритта “Репродукция запрещена”. Человек смотрит в зеркало, но видит там себя со спины. Точно так же, пытаясь заглянуть в будущее, мы в действительности видим прошлое, дополненное нашими ожиданиями. Или фотография указателя “Дорога в одну сторону”, в которой объективная неотвратимость стрелы как бы подвергается ироническому сомнению благодаря помещенному рядом зеркальному изображению этого указателя. В общем, смотрите и читайте сами. А мы дальше приводим лишь примеры некоторых визуальных метафор из книги. Иллюстрации:• Сальвадор Дали, “Постоянство памяти”,1931. • Иоахим Патинир, “Харон переплывает реку Стикс”, 1515-24. • “Океан” Фото Ханса. • “Гепард” Фото Ясона Бечтела. • “Тупик. Не заезжать.” Фото Джима Грея. • “Световой конус” из “Краткой истории времени” Стивена Хокинга, илл. 2.4. • Розеттский камень. • Рене Магритт, “Репродукция запрещена”, 1937. |