Время как объективно-субъективный феномен. Словарь
Аннотация:
(М.: Прогресс-Традиция, 2011) Реальная действительность, которую мы воспринимаем как непосредственно данный нам в ощущениях материальный мир, имеет двойственную объективно-субъективную природу. Состояния видения, слушания и т.д. возникают, когда в головном мозгу формируются и активируются соответствующие чувственно-образные и понятийно-логические информационные модели. Вместе с тем в этих моделях настолько адекватно отражается воспринимаемый нами объективно-реальный мир, что весь повседневный опыт человека и вся историческая практика человечества подтверждают достоверность объективистской гносеологической позиции. Соответственно и время, «в котором мы живем» и которое теоретически интерпретируем как протяженное актуально в прошлое и будущее особое измерение объективно-реального мира, представляет собой объективно-субъективный феномен, являющийся результатом объективации поднятой до уровня сознания информационной модели объективного времени. Само же существующее вне и независимо от сознания человека объективное время представляет собой умопостигаемый ноумен. Практически во всех сферах жизни и деятельности, включая познание «непосредственно данного нам в ощущениях» макромира, мы можем оставаться на ортодоксально-материалистической позиции. Однако при решении гносеологических проблем познания, при выходе за пределы макромира, т.е. углубляясь в микромир и охватывая мысленно космологические пространственно-временные масштабы мегамира, необходимо уметь различать, что в рисуемой нами «картине мира» присуще самой объективно-реальной действительности, а что привнесено в нее нашим сознанием. Статьи: «Гносеологические позиции»; «Реальная действительность»; «Сознание»; «Субъективное время»; «Субъективное пространство»; «Модусы времени»; «Время». Предложение обсудить приведенные тезисы не означает, что не могут быть рассмотрены иные содержащиеся в статьях Словаря проблемы времени.