Институт исследований
природы времени
 
Мы в соцсетях: Поиск по сайту: 
Канал youtube
Группа VK
 
© 2001-2024 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
Заседание семинара 18 января 2022 г.
Ефремов А.П. (Yefremov A.P.) Современная физика и философия // Российкий междисциплинарный семинар по темпорологии имени А.П. Левича. Заседание семинара 18 января 2022 г.
[последнее обновление: 23.06.2022]
Заседание кафедры: Лаборатория-кафедра "Кватернионной физики"
Кафедра докладчика: Лаборатория-кафедра "Кватернионной физики"

Заседание семинара 18 января 2022 г. № 758
0.0/5 оценка (0 голосов)

  • 00:00 Общие вопросы семинара
  • 02:15 Доклад "Современная физика и философия"
  • 50:29 Вопросы, комментарии и дискуссия
efremov1

Современная физика и философия

Ефремов Александр Петрович, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

д.ф.-м.н., проф., директор Института гравитации и космологии РУДН

Обсуждаются ключевые пункты, отражающие содержание и достижения современных представлений о физическом устройстве мира. В частности, отмечаются результаты и проблемы экспериментальных и теоретических исследований физики на трех условных масштабах: в микро-, макро- и мега-мире. Предлагается тезис о смещении вектора исследований в направление мегаобъектов: космических тел, космологических систем и Вселенной в целом; указываются основные проблемы этого направления. Приводится сравнение серии научных публикаций времен Ньютона и 2022 г. в старейшем в мире научном журнале, издаваемом без перерывов более 350 лет. Подчеркиваются различия содержания областей науки «теоретическая» и «математическая» физика. Обсуждаются традиционные для физики методы познания, а также особый (с точки зрения автора, трансцендентный) «пифагорейский» метод – физико-математической «разведки»; перечисляются известные и сравнительно новые физические факты, полученные этим методом. Дается авторская оценка этих результатов с точки зрения сегодняшнего понимания сущности явлений и в связи с этим формулируются вопросы к существующим положениям философской науки.

Комментарии  

0 # Шуликовская 16.01.2022 14:19
Добрый день!
Хотелось бы узнать Ваше мнение о следующей гипотезе, высказанной мной в вольной литературной форме. (Отрывок из книги "Пир в моей голове. (Диалог в античном стиле)"). Относительно музыки на всякий случай поясняю, что гаммы состояли из 4 нот и в Греции популярностью пользовались 7 так называемых гамм (ладов): дорический, ионический, лидийский ит.д.
_________________________________________
[...]
Я: Надеетесь услышать, что я, как обычно, отвечу: физики, мол, запутались в математике и прикрывают свое бессилие, свою неспособность разобраться в природе вещей пачками сложных формул и вычислительных подвигов.
Фернан: А ты придумала что-то новенькое?
Я: Я думаю, уже должен найтись человек, который объяснит физикам то, что Пифагор когда-то объяснил музыкантам. В его эпоху каждый играл музыку на свой лад, и сами ноты, то есть гаммы, у каждого мастера были разными.
Дух: Скорее, это зависело от местности. Впрочем, неважно.
Я: Однако казалось, что еще чуть-чуть, последнее усилие – и удастся создать совершенный музыкальный инструмент, который объединит в себе все эти разнородные гаммы, надо только правильно выбрать количество нот и рассчитать длину струн. И тогда зазвучат идеально чистые октавы, квинты, кварты и терции.
Иисус: И тогда кифара и флейта смогут петь столь же свободно, как человеческий голос.
Я: И вот Пифагор доказал, что сделать это не удастся. Ни семь нот в гамме, ни двенадцать, ни даже сто двадцать проблемы не разрешат. Все равно останется легкая фальшь, зазор. Пифагорова комма, пифагорова лимма. Так устроены натуральные числа. Такова природа вещей.
Фернан: Она начиталась Платона!
Я: Можно сделать чистые квинты, тогда терции станут фальшивить. Можно сделать идеальные терции, но в квинтах послышится ложь. Есть много разных вариантов. Но музыкант способен настраивать свой инструмент, выбирая именно тот строй, ту систему нот, которая подходит ему сейчас. Ту, что лучше для мелодии и гармонии именно здесь, в этой музыке. Все шедевры мировой классики сочинялись и исполнялись на несовершенных инструментах, уже после того, как музыканты смирились и перестали искать идеал.
Яслан: Я так понимаю, физики подошли к тому этапу, когда им тоже пора смириться и отказаться от попыток достичь безупречной и цельной теории всего.
Я: Такой момент рано или поздно должен был наступить.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Добавить комментарий
Просьба указывать реальные Фамилию И.О.




Наверх