Мой выбор представляет собой иллюзию в том смысле, что никакого выбора вообще нет, что точки бифуркации и полифуркации, о которых говорит синергетика, суть мнимости, и что события на самом деле развиваются сразу по многим направлениям. Как это может быть? Либо я повернул направо, либо налево, либо пошел вперед, либо остался на месте. Не может быть так, чтобы я одновременно повернул направо, повернул налево, пошел вперед и остался на месте. Но Бог держит в уме все развилки, все возможности, и для Него в каком-то смысле безразлично, повернул ли я направо или налево, пошел вперед или остался на месте. Для Него существуют сразу все четыре возможности и все бесконечное число возможностей. И на уровне воли Бога я проживаю одновременно четыре жизни, десять жизней и бесконечное множество жизней. Человеческая иллюзия выбора и свободной воли возникает вследствие нашей привязанности к материи, к низшему иллюзорному бытию. Если это не так, если материя для нас ничего не значит, то мы не станем делить события на виртуальные и актуальные и равным образом можем в одно и то же время идти направо и налево, вперед или оставаться на месте.
Бог вселяет в нас иллюзию сукцессивности для того, чтобы мы могли выжить в этом лучшем из миров, то есть не помнить все время о газовых камерах, ГУЛаге, атомной войне, смерти родителей и т. п. Это имеет прямое отношение к проблеме предопределения, потому что предопределено сразу все. И хорошее, и ужасное, и Гулаг и девочка с бантиком. Так вот, предопределено все сразу. У нас неадекватное обывательское представление о предопределении. Мы думаем, что вот есть некая прямая линия, на которой мы живем. И в конце этой линии что-то такое нас ожидает, что-то хорошее или наоборот страшное, Страшный Суд, Армаггедон или что-то в этом роде. Вообще за такую примитивную точку зрения отчасти отвечает Святой Августин, то есть скорее не сам Августин, а наше примитивное, вульгарное осмысление его идей.
В состоянии Града Божьего мы можем одновременно есть вкусное пирожное и помнить о жертвах нацизма. Это и есть предопределение в строгом смысле, жизнь не в состоянии самозабвения, а самовоспоминания. В этом состоянии можно почувствовать симультанность истории, почувствовать то, что история это иллюзия. В режиме Града Божьего все происходит одновременно и не перестает происходить никогда. Цезарь переходит Рубикон, Адам грешит с Евой, а Христа вечно распинают. Если мы будем помнить, что Христа каждую минуту и каждую секунду нашей жизни продолжают распинать, то мы, возможно, поймем что такое предопределение.
Источники по теме доклада:
1. Руднев В.П. Принцип предопределенности: Жизнь против жизни в параллельных мирах. М.: Академический проект, 2017. 253 с.
2. Руднев В.П. Новая модель реальности. М.: Высшая школа экономики, 2016. 224 с.
3. Руднев В.П. Логика бреда. М.: Когито-Центр, 2015. 240 с.