Глоссарий лаборатории-кафедры
АНТИСЦИЕНТИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в истолковании времени - трактовка времени, согласно которой подлинное время постигается за пределами естествознания (и науки вообще). Ярким выражением этой ориентации является истолкование времени М.Хайдеггером: "Исходная онтологическая основа экзистенциальности присутствия есть однако временность. Лишь из нее членораздельная структурная целостность бытия присутствия как заботы делается экзистенциально понятна. На этом выявлении интерпретация смысла бытия присутствия остановиться не может. Экзистенциально-временной анализ этого сущего требует конкретной выверки. Добытые до сих пор онтологические структуры присутствия надо ретроспективно высветить на их временной смысл. Повседневность раскрывается как модус временности. Через это возобновление подготовительного фундаментального анализа присутствия становится вместе с тем прозрачнее феномен временности. Из нее потом становится понятно, почему присутствие в основе своего существа исторично и быть таким умеет и как историчное в состоянии строить историографию.
Если временность образует исходный бытийный смысл присутствия, а для этого сущего речь в его бытии идет о самом бытии, то забота должна требовать "времени" и значит считаться с "временем". Временность присутствия создает "счет времени". Ее опыт "времени" есть ближайший феноменальный аспект временности. Из нее возникает повседневно-расхожая понятность времени. А она развертывается в традиционную концепцию времени.
Прояснение истока "времени", "в котором" встречается внутримирное сущее, времени как внутривременности, обнаруживает одну сущностную возможность временения временности. Этим готовится понимание для еще более исходного временения временности. В нем основана конститутивная для бытия присутствия бытийная понятливость. Набросок смысла бытия вообще может осуществиться в горизонте времени" (М.Хайдеггер. Бытие и время. М. 1997. С. 234-235).
БУДУЩЕЕ - форма проявления времени. Оно определяется относительно настоящего: будущее это то, что может стать настоящим, но им не является. Будущее не является наблюдаемым и носит умозрительный характер. Будущее мыслится как заполненное событиями, которые могут когда-нибудь стать настоящими. Все утверждения о будущем носят модальный характер и являются вероятностными. Будущее делает время открытым.
ВРЕМЯ - это проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и покоящихся на них отношений раньше, одновременно, позже; понятие времени выражает длительность и последовательность событий. Время представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего и характеризуется, прежде всего, длением, течением, открытостью.
НАСТОЯЩЕЕ - форма проявления времени. Настоящее - это то, что существует в действительности. Быть - значит быть настоящим. Экзистенциальное определение настоящего категориально фиксирует факт существования человека и других людей, мира культуры, мира природы, факт, который специально не доказывается, но и не подвергается сомнению, ибо это очевидность, с нею невозможно не считаться. Настоящее слито с событиями, заполняющими его. Выражение "пустое настоящее" лишено смысла. Настоящее - это синтез существования, взятого в аспекте времени. Настоящее - это бытие в его конкретности. Настоящее длится. В свете теории относительности необходимо различать настоящее и отношение одновременности как различные аспекты проявления времени.
ПРОШЛОЕ - форма проявления времени. Оно определяется относительно настоящего: прошлое - это то, что уже было настоящим, и теперь им не является. Прошлое эмпирически не наблюдаемо, поскольку уже не существует как действительное. В этом смысле прошлое является чисто умственной конструкцией. Оно мыслится как заполненное событиями, которые когда-то были настоящими. Прошлое оставляет в настоящем свои следы. Прошлое является закрытым: его нельзя изменить, от него нельзя отказаться, нельзя заменить другим. Реконструируя, постигая прошлое, человек может давать различную интерпретацию прошлого и давать различную оценку событиям в соответствии со своими ценностями и пониманием происходящего.
СЦИЕНТИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в истолковании времени - трактовка времени, согласно которой, все, что мы можем знать о времени, мы знаем из естественных наук и прежде всего из физики. Примером крайней формы сциентистской ориентации в исследовании времени, принявшей форму физикализма, является позиция Г.Рейхенбаха: "Для решения проблемы времени не существует других способов, кроме методов физики. Физика гораздо более других наук связана с природой времени. Если время объективно, то физик должен установить этот факт, если имеется становление, то физик должен познать его, однако если время лишь субъективно и бытие безвременно, тогда физик должен иметь возможность игнорировать время в своем истолковании реальности и описывать мир без ссылок на время. Утверждение Парменида, что время является иллюзией, утверждение Канта, что время субъективно, и утверждение Гераклита и Бергсона, что все течет, недостаточно обоснованы. Они не учитывают того, что о времени говорит физика. Исследование природы времени без изучения физики - безнадежное предприятие. Если имеется решение философской проблемы времени, то оно зафиксировано в уравнениях математической физики.
Возможно, более точным было бы сказать, что решение следует искать между строк физических исследований. Физические уравнения формулируют специфические законы в наиболее общей форме, но философский анализ связан с высказываниями об уравнениях, а не с их содержанием… По этим причинам философские исследования физики ведутся не на языке самой физики, а на метаязыке, который говорит о языке физики… утверждение, что физика якобы "опространствует" время, является следствием глубокого заблуждения. Специфическая природа времени, отличная от природы пространства, отражается в фундаментальных уравнениях физики… Ниже будет показано, что физика может дать оценку потоку времени и становлению,… Даже значение таких терминов, как "время" и "становление", может быть понято только таким здравым смыслом, который ассимилировал достижения научного мышления" (Г.Рейхенбах. Направление времени. М., 1962, с. 32-33).