Образование
Уважаемый посетитель сайта! Вашему вниманию предлагается одна из возможных интерпретаций времени и краткий очерк истолкований времени в европейской философии. Этот материал послужит отправным пунктом для дальнейшего вашего погружения в лабиринт проблем, связанных с пониманием времени, и, может быть, для обретения ясности.
ВРЕМЯ – это проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и покоящихся на них отношений раньше, одновременно, позже; понятие времени выражает длительность и последовательность событий.
Время неразрывно связано с изменением. Без изменения, т.е. без процессов, нет времени. Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Оно относительно независимо от них в том смысле, что время безразлично к тому, что именно изменяется. Как писал Лейбниц, время относится к изменению так же, как числа к нумеруемому.
Время представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего и характеризуется, прежде всего, длением, течением, открытостью. Время длится - это означает, что существует настоящее. Смысл понятий прошлое, настоящее, будущее содержит два компонента. Один (назовем его абстрактным) - выражает жесткое не изменяющееся ядро понятия и является чисто временным, т.е. касается существования. Второй (назовем его конкретным) относится к событиям, наполняющим прошлое, настоящее, будущее, т.е. к происходящим процессам. Если происходит изменение конкретного наполнения настоящего, то говорят: время течет. Время течет в будущее, события уходят в прошлое. В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено ими и открыто для созидания. Это свойство времени называется открытостью времени. В философских учениях о времени в соответствии с их ценностной ориентацией эти три проявления времени имеют различный вес: например, или прошлое или будущее выходят на передний план, а настоящее остается в тени; или акцент делается на прошлом, а настоящее и будущее отдвигаются в тень; или др. вариант.
Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека, составляя элемент непреложности в его судьбе. Человек не только познает время, но и переживает его, отчасти управляя им. Время вплетено во все сферы бытия - потому определенное истолкование времени входит в различные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, науку, обыденное повседневное сознание и проч.
Время является измеряемым. Способы его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, биологические ритмы, исторические эпохи, процесс счета, часы (песочные, солнечные, механические, атомные, лазерные и т.д.). Эта процедура осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того, чтобы можно было приложить эталон к измеряемому времени. В образной форме на это указывал Августин, а позже это прием назвали опространствованием времени, или его геометризацией.
В физике появились высоко абстрактные модели времени, которые далеко отстоят от конкретного бытия, как природы, так и человека. В них время репрезентируется множеством моментов, на которые наложена определенная система отношений между ними. Все моменты имеют одинаковый статус существования, т.е. их нельзя характеризовать понятиями "настоящее, прошлое, будущее".
В результате расширилась брешь между физико-математическими моделями времени и временем человеческого существования. Эту брешь частично заполняют образы времени в литературе и искусстве, а также модели времени в психологии, истории, которые не могут обойтись без снижения уровня абстрактности в исследовании прошлого, настоящего, будущего.
Современный человек знает об асимметрии прошлого и будущего в работе человеческого мозга, об относительности одновременности, об относительном ускорении и замедлении времени, о его связи с пространством и гравитирующими массами, о хронотопе, о разорванности и неупорядоченности времени в литературном произведении, о непрерывности и одномерности времени в микромире, о моделях ветвящегося времени в логике, о циклическом времени в древнегреческой мифологии, о линейном однонаправленном конечном времени в христианстве и многое другое; ни одно философское учение не обходится без концепции времени, которая тесно связана с его основополагающими принципами.
Теперь поясним, что мы имеем в виду, когда говорим о настоящем, прошлом, будущем.
Настоящее является формой проявления времени, которое представляет собой целостность прошлого, настоящего и будущего. Настоящее в этой целостности занимает центральное положение, ибо разделяет прошлое и будущее и связывает их. Настоящее - это то, что существует в действительности. Быть - значит быть настоящим. Экзистенциальное определение настоящего категориально фиксирует факт существования человека и других людей, мира культуры, мира природы, факт, который специально не доказывается, но и не подвергается сомнению, ибо это очевидность, с нею невозможно не считаться.
Мы не можем выделить из наличной действительности отдельное явление, указав на которое, можно было бы сказать: вот это настоящее, поскольку и другое явление и вообще все, что существует, есть настоящее. Настоящее слито с событиями, заполняющими его. Выражение "пустое настоящее", видимо, лишено смысла. Настоящее - это синтез существования, взятого в аспекте времени.
Настоящее - это бытие в его конкретности. Настоящее длится. Все, что случается в человеческой жизни и в природе, случается в настоящем. В настоящем происходят взаимодействия в природе; в настоящем живет человек: действует, общается, принимает решение, страдает, радуется,, умирает, мечтает, проектирует, вспоминает, творит. Настоящее- это поле активности, это время воления и поступка; настоящее проявляет себя в созидании. В настоящем всегда присутствуют в той или иной форме след прошлого и образ будущего. В этом смысле говорят, что прошлое и будущее проникают в настоящее и образуют с ним единство.
В свете теории относительности необходимо различать настоящее и отношение одновременности как различные аспекты проявления времени. Как правило, в научных теориях, за исключением психологических, понятие настоящего не использовалось. Иногда оно трансформируется в понятие "современность". Настоящее включается в сферу интересов ученого в экспериментальных исследованиях, которые выходят за рамки теоретической деятельности в действительную конкретную жизнь, при этом и сам ученый находится во власти настоящего.
Прошлое - форма проявления времени. Оно определяется относительно настоящего: прошлое - это то, что уже было настоящим, и теперь им не является. Прошлое эмпирически не наблюдаемо, поскольку уже не существует как действительное. В этом смысле прошлое является чисто умственной конструкцией.
Оно мыслится как заполненное событиями, которые когда-то были настоящими. Прошлое оставляет в настоящем свои следы в виде памятников культуры, жизненного опыта, реликтового излучения, воспоминаний, традиций, преемственности и т.д. Настоящее во многом является результатом прошлого, но следы прошлого являются событиями настоящего.
Прошлое является закрытым: его нельзя изменить, от него нельзя отказаться, нельзя выбросить или заменить другим. Реконструируя, постигая прошлое, человек может давать различную интерпретацию прошлого в зависимости от своих знаний и интересов, давать различную оценку событиям в соответствии со своими ценностями и пониманием происходящего. Проникнуть в прошлое человек может только умственным взором.
Где грань, разделяющая прошлое и будущее? Нельзя ли измерить, где кончается будущее и где начинается настоящее, где кончается прошлое и начинается настоящее? Ни прошлое, ни настоящее, ни будущее не являются измеримыми, поскольку измерение предполагает одинаковость всех проявлений времени с точки зрения их существования. Измерением можно установить: являются ли события одновременными в определенной системе отсчета; какое событие произошло раньше, чем другое; какой величины временной интервал разделяет их в данной системе отсчета. При этом отношение предшествования остается инвариантным, т.е. носит абсолютный в этом смысле характер: то, что произошло ранее некоторого события, никогда не будет более поздним по отношению к нему.
Постижение прошлого, его теоретическая реконструкция - это задача исторических наук о прошлом человечества, природы, вселенной… Эволюционные теории в биологии, геологии, космологии, антропологии, социологии, психологии и др. вместе с гражданской историей, историей наук и искусств, историей нравов, языка, историей религии, философии и т.д. - это все элементы знания о прошлом. В историческом познании издавна соперничают методы презентизма и антикваризма, раскрывающие сложность проникновения в прошлое и невозможность воссоздать его во всей конкретности. При этом человечество многое знает о далеком, очень далеком и более близком к нам прошлом: о том, что происходило во вселенной 20 миллиардов лет назад, как выглядел древний человек, как и когда, образовались моря и океаны на Земле, какие войны вели граждане Афин, чем увлекался Нерон и многое другое.
Будущее - форма проявления времени. Оно определяется относительно настоящего: будущее это то, что может стать настоящим, но им не является. Будущее не является наблюдаемым и носит умозрительный характер. Будущее мыслится как заполненное событиями, которые могут когда-нибудь стать настоящими. Все утверждения о будущем носят модальный характер и являются вероятностными.
Будущее делает время открытым. Это свойство оказывается особенно важным для человека, поскольку открывает горизонт для свершений, для деятельности, для выбора, для принятия решения, для проектирования жизни, для поступка. Будущее является условием творчества человека, т.е. расцвета его возможностей, но вместе с тем будущее и тяготеет над человеком, ибо он не может уйти от вопроса о завершении своего жизненного пути, да и от вопроса о судьбе человечества и даже нашей вселенной. Однажды человек задумывается над этими "проклятыми", едва ли разрешимыми вопросами. Они во многом определяют его мировоззрение и выбранный путь. Будущее - это условие возможности проявления им своей воли в настоящем. Все живое в определенной степени обладает свободой выбора, даруемой будущим. Костное вещество, неживой мир может иметь многовариантную перспективу.
Будущее как возможный вариант развития событий в определенной степени лишь предсказуемо и прогнозируемо. Не случайно так много создано учений о будущем человечества, написано научно-фантастической литературы, выдвинуто различного рода пророчеств мистического и религиозного характера. При этом конкретная созидательная деятельность требует реальных знаний. Поэтому в настоящее время в наиболее развитых странах развиваются научные исследования сложных проблем, которые приходится решать человеку. Наука становится инструментом принятия решений.