По книге М. Мамардашвили и А. Пятигорского «Символ и сознание».
1) В работе "Символ и сознание" М. Мамардашвили и А. Пятигорский предлагают весьма интересную и оригинальную концепцию времени. Времяобразующим в ней является событие, как у Хайдеггера и позднего Гуссерля, однако время не объективируется как что-то независимое от сознания. Время оказывается эпифеноменом символов и событий, оно "производное от фиксированных в сознании событий как одна из возможных форм описания этих событий, а не как константа бытия". Другими словами, время – это особого рода конструкт (прагмема, в терминологии авторов), служащий для связывания событий.
2) Из эпифеноменальности времени и факта дискретности времени мышления, которого придерживаются авторы, следует, по крайней мере, один интересный вывод. В большинстве наук, включая историю, общепринятым является представление о времени как о континууме. Следовательно, мы имеем задачу – покрыть континуум сетью, состоящей из событий и связей между ними. Ясно, что сделать это можно бесконечным множеством различных способов. Таким образом, вариативность наук, включая историю, принципиально неустранима и связана с сосуществованием двух противоположных представлений (о) времени – дискретном и непрерывном. Принципиальным также является вопрос о (не)возможности корректного перевода одного представления в другое, либо же устранения одного в пользу другого.