| Аннотации докладов - Весна
Общеизвестно, что Реформация, начавшаяся в христианстве в первой половине XVI в., перевернула прежние представления о сути человека. Драма человеческой души, её особая история, впервые входила в соприкосновения с замыслом Творца; но именно поэтому каждый поступок человека заслуживал воздаяния именно от этой высочайшей инстанции. Поэтому Реформация - не сугубо богословское преобразование, но мощный стимул для универсального развёртывания деятельности человека. В Голландии это вылилось в политическую революцию и столетнюю борьбу с испанским господством, что способствовало расцвету различных направлений идеального отношения к истории. Один из таких мыслителей, Якоб Арминий (1555 - 1605), оригинальностью своей мысли сумел на рубеже веков собрать вокруг себя круг молодых учёных, куда входили, в частности, Гуго Гроций и Герар Йохан Фоссий (1577- 1649). В чём значение его исторической философии? Более поздние философы, в частности, Маркс с подачи Гегеля, транслировали историческую последовательность событий в будущее. Фоссий же, соединив ясное понимание сущности идеальной связи событий с превосходным знанием античности, сумел показать, что динамизм их развёртывания присутствует также в мире прошлого, который вовсе не представляет собой только «бремя наследства», но может быть использован в дальнейшей деятельности. К сожалению, официальная реформаторская Голландия не приняла этих смелых идей, и многие из последователей Арминия пострадали по политическим мотивам. Фоссия же эта участь миновала, и он продолжал свою академическую деятельность, распространяя блеск античной учёности в голландских университетах. Однако, именно трудоёмкость усвоения его блестящей латыни, возможно, затруднила понимание созданного им проекта исторического универсализма, во многом предваряющего достижения следующих веков. Источники по теме доклада: Лаврентьев В.С. Перевод с латыни труда Г.Й.Фоссия «Искусство историки, или сочинение о природе историки и истории…». VOX. Философский журнал. 2017, №23.
|